Фрагмент для ознакомления
2
Введение
SWOT – со¬кращенное слово, образованное из начальных английских слов «мощь» (capacity), «слабость» (weakness), «возможности» (opportu¬nity) и «угрозы» (treat).
SWOT – анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из этого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
При этом ставится задача найти ответы на следующие вопросы:
1. Какие возможности не используются и какие опасно¬сти не учитываются компанией?
2. Какова значимость этих возможностей и опасностей?
3. Что надо сделать, чтобы использовать наиболее зна¬чимые возможности и избежать сильных угроз?
SWOT – анализ Газпром
Внешние факторы, с которыми имеет дело компания, относятся к таким сферам, как: экономика, политика, ры¬нок, технология, конкуренция, международные отноше¬ния, социальная сфера.
Выделим наиболее важные факторы в каждой из этих сфер.
Экономические факторы:
темпы инфляции;
уровень занятости населения;
стабильность курса рубля;
ставки по кредитам;
тарифы на транспортные услуги и энергоресурсы;
налоговые ставки.
Политические факторы:
таможенная политика;
антимонопольная политика;
жесткость государственного регулирования экономики;
инвестиционная политика;
Рыночные факторы:
формы рынка в заинтересованной сфере деятельности;
интенсивность конкуренции;
доходы различных социальных групп;
динамика спроса и предложения;
преодолимость барьеров вхождения на рынок конкурентами (уровень потенциальной конкуренции).
Факторы конкуренции:
мотивы конкуренции, которыми руководствуются хозяйствующие субъекты (соперничество, альтруизм или агрессия).
возможность рефлексивного воздействия со стороны конкурентов (т.е., реакция конкурентов последует в обязательном порядке). На какие стороны деятельности ком¬пании возможны такие воздействия?
степень уязвимости конкурентов. В чем она состоит?
скорость предпринимательских реакций конкурентов на изменения на рынке. Какие вероятные шаги или изменения в стратегии пред¬примет конкурент?
имидж компании.
Производственно-технологические факторы:
возможности новых технологических разработок (моделей);
темпы обновления технологии;
Международные факторы:
возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных и региональных организаций (ВТО — всемирная торговая организация; ОПЕК — организация стран-экспортеров нефти; ЕС — Европейское сообщество «общий рынок» и др.);
изменения валютного курса;
государственные стратегии защиты от иностранной конкуренции.
Социальные факторы:
социальная напряженность в обществе;
уровень предложения на рынке рабочей силы;
защита прав потребителей;
активность профессиональных союзов в защите прав трудящихся;
степень неравенства различных социальных групп (т.е. различия условий жизни).
Порядок выполнения задания:
1. Записываются факторы внешней среды.
2. Группа делится на подгруппы по 4-5 человек и каждая подгруппа получает вариант исходной ситуации.
3. Далее каждой подгруппой самостоятельно определяется значимость группы внешних факторов (т.е. степень ее влияния на деятельность предприятия) в диапазоне от 0 (отсутствие воздействия) до 4 (максимальное воздействие), например:
Таблица 1
Экономические факторы 2
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. http://www.gazprom.ru/ - официальный сайт ОАО «Газпром».
2. http://www.rbc.ru/ - РосБизнесКонсалтинг.
3. http://www.finam.ru/ - финансовый анализ.
1. Корпоративный журнал «Газпром»
2. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. - СПб.: Питер, 2017.
3. «Газпром сегодня» Описание создания и развития «ОАО Газпром» М.: Издание «Газпром», 2011.
4. Коротков Э.М., Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д. Конкурентные позиции бизнеса. - М.: ИНФРА-М, 2016
5. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. - М.: Аст, 2015.
6. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент (анализ, планирование, внедрение, контроль). - СПб.: ЮНИТИ, 2016.
7. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. - М.: Вильямс ИД, 2018.
8. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. - М.: Изд. Дом Вильямс, 2017.
9. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2018.