Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Детское экспериментирование
претендует на роль ведущей
деятельности в период
дошкольного развития ребёнка».
Н. Н. Поддьяков.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Детский сад- это первая ступень образования, и на нас, педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования.
Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практике моей работы.
Стараюсь организовать детскую деятельность так , чтобы дети упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период.
1.Тема занятия
«Вода и ее свойства»
2.Возрастная группа
Дошкольный возраст 5-6- лет
3.Постановка цели занятия (конкретна, диагностична и проверяется ее достижение).
Цель занятия: закрепить знания детей о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Учить отгадывать загадки. Развивать социальные навыки.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Помочь детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.
Программные задачи:
1. Уточнить представления детей о значении воды для всех живых существ.
2. Познакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха.
4. Воспитывать бережное отношение к воде
5. Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
4.Формирование мотивации (не уделяется внимание, используются внешние стимулы, мотивация в ходе занятия от настроя и деятельности детей).
Мотивация в ходе занятия от настроя конкретного ребенка очень зависит, у педагога особенное отношение к каждому ребенку, в зависимости от его настроения и характера, также активно используются внешние стимулы.
Материалы и оборудование:
1. Иллюстрации «Кому необходима вода?»
2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, сахар, соль, зеленка, марганцовка, ложечки.
3. Символы, обозначающие свойства воды.
4. Эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
5. Развивающая среда: лаборатория, стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.
Несколько опытов, которые провел воспитатель:
1 опыт.
Воспитатель. Ребята попробуйте воду через соломку, есть ли у нее вкус?
Дети. Нет.
Воспитатель. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле вкуса воды он не чувствует.
Для сравнения воспитатель предлагает детям попробовать чай, молоко.
Воспитатель. А вот морская вода содержит много соли. У нее соленый вкус, ее нельзя пить.
2 опыт.
Воспитатель предлагает детям понюх
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Аджи, А. В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте / А.В. Аджи. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 336 c.
2. Бабаева, Т. И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 224 c.
3. 26. Гербова, В. В. Воспитание и обучение в средней группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 862 c.