Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Звездный мальчик» – история о том, как в холодном сердце просыпается жалость и сострадание. Дровосек находит в лесу младенца, приносит его в свою семью и воспитывает, как родного. Но мальчик растет жестоким, способным прогнать вон бедную нищенку, признавшую в нем своего кровного сына .
В наказание мальчика превращают в уродца, и он, поняв причину перемен, идет искать нищенку, чтобы вымолить прощение. Он переживает много лишений, учится состраданию. В итоге, чары спадают, и оказывается, что мальчик – сын королевы, который в будущем становится самым справедливым и добрым королем на свете.
Над этой сказкой трудились известнейшие люди, начиная с Оскара Уайльда. Пьесу по его сказке написала драматург Людмила Разумовская, обретшая славу благодаря драме «Дорогая Елена Сергеевна» и одноименному фильму, снятому по ней.
Оформил спектакль один из самых востребованных театральных художников Эмиль Капелюш, в чьем репертуаре на данный момент более двухсот работ. А поставил сказку режиссер Григорий Дитятковский, без спектаклей которого нельзя представить театральный Петербург уже не первое десятилетие («Мрамор», «Отец», «Федра», «Потерянные в звездах», «Мой уникальный путь»). Все эти авторы стали широко известны в разное время. Но сейчас спектакль «Звездный мальчик», который идет в МДТ уже более 20 лет, выглядит как произведение, созданное лучшими из лучших.
В сказке «Звездный мальчик» оба автора обращаются к христианской символике и библейской образности. Сказка затрагивает очень важные темы сострадания, любви к ближнему, преступления и наказания .
Жанровое определение
«Звездного мальчика» сам Оскар Уайльд определил как сказку, ведь здесь постоянно происходят различные чудеса, да и само происхождение мальчика волшебно, он – сын звезды.
Однако Людмила Разумовская и Григорий Дитятковский несколько усложняют проблему жанровости данного произведения. То, что мы видим на сцене МДТ – Театра Европы, – скорее, философская притча, которая понятна далеко не всем детям и нацелена в большей степени на понимание взрослыми, имеющими определенные знания и жизненный опыт.
Здесь много политической и религиозной тематики, есть прямые обращения к библейским сюжетам. Кроме того, много символизма, который на уровне детского сознания практический не понятен. Многие дети даже не понимают, чем заканчивается спектакль – умирает звездный мальчик или все-таки находит свою маму и становится счастливым.
Особенность названия
В источниках встречается два названия данного произведения – «Звездный мальчик» и «Мальчик-звезда». Скорее всего, это особенности перевода первичного названия произведения, данного Оскаром Уайльдом, с английского на русский язык.
Режиссер не менял названия произведения для того, чтобы поставить свой спектакль. Этот спектакль – один из тех, который ставятся конкретно по произведению, а не по его мотивам, т.е. режиссер хочет донести до зрителя именно саму сказку, а не собственные размышления на темы, затронутые в ней.
Название «Звездный мальчик» можно трактовать с двух точек зрения:
1. Это сын звезды, упавший с неба на Землю.
2. Это человек, который считает себя «звездой» и ведет себя соответственно, у него «звездная болезнь», он смотрит на всех свысока, считает себя самым главным на Земле, а остальных – лишь материалом, фоном.
Сюжет
Если кратно рассматривать сюжет спектакля «Звездный мальчик», то можно сказать следующее. Это спектакль о том, как прекрасный мальчик, сын звезды, попадает на Землю и влюбляется в собственный облик, забыв все на свете. Он забывает свою земную мать, отплатив ей за заботу и любовь пренебрежением и грубостью. За это судьба горько накажет его, превратив красавца в уродливого раба .
Появление мальчика-звезды (Станислав Ткаченко) дарит людям надежду – божественный мотив. Погода восстанавливается, а ребенок обретает дом. Только герой не рождается с кротким и благонравным сердцем: в первую очередь ему самому необходимо пройти испытания и научиться любить людей. Он заносчив по природе своей, и Хозяину (Богу-отцу?!) стоит приложить немало усилий, чтобы пробудить в нем человечность .
Прогнав свою мать-нищенку, юноша не просто черствеет сердцем. Он заблуждается, провозглашает «Красота спасет мир», как будто вторит эстету-автору. Но мы помним историю Дориана Грэя и знаем, чем чреваты подмена
Показать больше