Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере, в форме знания о том, что он чего-то хочет.
Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.
Объектом исследования является психика человека. Предмет исследования – процессы, образующие психическую деятельность человека.
Цель исследования – характеристика психических процессов.
Исследовательские задачи предусматривают
1.Анализ происхождения, понятия и видов психических процессов.
2.Практические характеристики психических процессов.
1.Понятие и виды психических процессов
Можно выделить три уровня эволюции психики: межвидовой, внутривидовой, онтогенетический.
1. Межвидовой уровень эволюции психики заключается в постепенном изменении ее от простых форм к более сложным и человеку. Это эволюция психики как явления жизни на Земле.
2. Внутривидовой уровень эволюции психики состоит в постепенном изменении ее по мере развития человека или животного как вида. Человек как вид млекопитающих существует примерно 1,5 млн лет. В течение этого периода психика непрерывно изменялась. Эти изменения составляют нашу внутривидовую эволюцию психики.
3. Онтогенетический уровень эволюции психики - ее развитие в процессе жизни человека от рождения до старости и смерти.
Помимо эволюции психики для понимания любых психологических явлений важно иметь представление об эволюции конкретных психических процессов, свойств, состояний и образований. Свою эволюцию имеют все более или менее длительные конкретные психические явления: стресс, ценности, образы конфликтной ситуации, цели, мотивы, мышление и т. п.
Первоначальный уровень психического отражения является бессознательным. Он представлен главным образом инстинктами. К основным инстинктам можно отнести инстинкт самосохранения, размножения, территориальный, иерархий, борьбы за ресурсы, агрессии, стремления к обеспечению определенной избыточности жизненных ресурсов и др. Психика низших животных, таких как рыбы, земноводные, рептилии и птицы, представляет собой в основном бессознательный уровень психического отражения.
Затем, примерно 60 - 50 млн лет назад, у высших животных появился новый, более совершенный уровень психического отражения — подсознание. Оно в основном представлено эмоциями. Эмоции характеризуются большим разнообразием. Их можно разделить на два больших класса: положительные и отрицательные. К положительным эмоциям у человека относятся: радость, удовольствие, удовлетворение, эйфория и др. В числе отрицательных эмоций можно назвать: неприязнь, гнев, разочарование, неудовлетворенность, подавленность, обиду, стресс и др.
Сознание, свойственное человеку, возникло примерно 500 тыс. лет назад. Это высший уровень психического отражения, возникший естественным эволюционным путем. Сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу. Интеллект, чувство долга, понимание своего места в мире, отличают человека от животных и относятся к сфере сознания. [1, с.68]
К сверхсознанию мы относим такие психические образования как духовность, стратегическое мышление и сверхспособности.
Есть люди, обладающие выдающимся интеллектом, но слабо развитой духовностью. К ним можно отнести большинство современных российских олигархов. Духовность человека характеризуется его общей культурой, порядочностью, альтруизмом, патриотизмом и др.
Стратегическое мышление отличается от тактического и оперативного мышления своими масштабами. Стратег, оценивая проблему и принимая решение, видит их в гораздо более крупных масштабах пространства и времени по сравнению с тактиком. Он понимает скрытые и тайные смыслы, причины происходящих событий. Кроме того, стратег по сравнению с тактиком способен обоснованно прогнозировать большее количество вариантов возможного развития ситуации и оценивать их вероятность.
В психике конкретного человека не существует жестких границ между различными уровнями психического отражения. Здесь психика функционирует как единое целое, имеющее, естественно, в силу своей сложности определенную структуру. Нет общепринятых точек зрения и на время возникновения как самой психики, так и различных ее уровней.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Захарова Л.Н. Психология управления. М.: Логос, 2014 - 376 c
2. Козлов В.В. Психологическое управление в менеджменте/ В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. Саратов: Вузовское образование, 2014 - 311 c.
3. Колобова И.Н. Психология управления. М.: Российская таможенная академия, 2014 - 304 c.
4. Романова Е.В. Психология управления. На пути к руководящей должности. М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015 - 136 c
5. Шаповалов В.И. Теоретико-методологические основы психологии менеджмента. Саратов: Вузовское образование, 2017. - 200 c.