Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
1. Сущность системы менеджмента качества: планирование, обеспечение, контроль качества 3
2. Факторы, влияющие на качество продукции 8
Список литературы 19
Фрагмент для ознакомления
2
1. Сущность системы менеджмента качества: планирование, обеспечение, контроль качества
Создаваемая система качества на предприятии должна учитывать специфику предприятия, его размеры, структуру и организацию производства. При выборе варианта системы производятся оценка и объяснение каждого ее элемента. Все элементы можно разделить на три группы.
К первой группе относятся те элементы качества, которые должны быть определены и установлены руководством предприятия:
– политика в области качества;
– организационная структура;
– оценка системы качества;
– обучение.
Вторая группа – это элементы системы, охватывающие несколько фаз или подразделений, связанных с самой системой качества, с общефирменными проблемами и с проблемами продукции.
К общефирменным проблемам относятся:
– контроль документации;
– ведение всех записей по качеству;
– применение статистических методов;
– хранение, упаковка, транспортировка, отгрузка;
– контроль средств измерений;
– обращение с дефектными единицами продукции;
– контроль качества;
– состояние при испытаниях.
Третья группа – это элементы системы, специфичные для определенных этапов:
– проверка контрактов;
– обеспечение качества на различных этапах жизненного цикла продукции (проектирование, закупка материалов, комплектующих и др.).
Структуру системы качества можно представить пирамидой документации.
Верхнюю часть пирамиды занимает руководство (справочник) по качеству для всей фирмы, которая содержит сформированную директиву политики фирмы в области качества, цели по качеству и утвержденную организационную структуру производства. Среднюю часть пирамиды составляют методические документы общего характера, мероприятия и последовательность операций по обеспечению качества. Нижняя часть пирамиды – это набор рабочих инструкций для исполнителей.
Все эти документы охватывают следующие сферы деятельности:
– организационная работа;
– проектирование;
– документация;
– материально-техническое снабжение;
– изготовление (производство);
– испытания и приемка продукции;
– корректирующие действия при отклонениях;
– надзор;
– хранение, транспортировка.
Стандарты ИСО серии 9000 в новых версиях опубликованы в июле 1994 г. В настоящее время подготовлены переводы этих стандартов и комментариев к ним на русский язык.
При пересмотре указанных стандартов в соответствии с требованиями рынка, рабочие группы ориентировались на достижение следующих целей:
– обеспечить отражение в стандартах лучшего практического опыта их применения;
– обеспечить стабильность и согласованность стандартов;
– содействовать применению стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.
Если ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization, – ред.) можно назвать доминантой международной стандартизации, то серия ее наиболее популярных стандартов – ISO 9000 – доминанта среди стандартов менеджмента качества: согласно специальным исследованиям – это самые популярные из нормативов ISO. Серия – это, просто-напросто, группа стандартов, объединенных общей тематикой.
Кроме ISO 9000, есть много других стандартов менеджмента качества: американская группа технических документов QS 9000, HACCP, но они сравнительно малоизвестны, имеют отраслевую направленность и, вдобавок, созданы с ориентацией на ISO 9000: опыт этой успешной серии всегда, так или иначе, учитывался.
Международная организация всегда видела угрозу в распространении отдельных нормативов в этой области. Считается, что их развитие подрывает интерес к серии ISO 9000, у которой кросс-отраслевая природа. На практике получился компромисс: отраслевые стандарты управления качеством приобретают все большее значение, но ISO удается договариваться, чтобы они либо были основаны на ISO 9000, либо были совместимы с универсальными нормативами ISO.
Многих корпоративных пользователей стандартов смущает декларируемая универсальность ISO 9000. В документах серии сказано, что он подходит для организаций любой отрасли, страны и размера. Заинтересованные лица не встречают конкретики для реальной обстановки, в которой они работают.
Но это в теории, а на практике универсальность ISO 9000 таки имеет свои преимущества. Ни одно предприятие не может позволить себе замкнуться в своей отрасли и постоянно взаимодействует с организациями из других сфер как подрядчик, закупщик или в каком-нибудь другом качестве. Отраслевые стандарты знает только отрасль. А ISO 9000 предоставляет
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с.: ил. – (Серия «Высшее образование»).
2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2003. – 212 с. – (Серия «Высшее образование»).
3. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебн. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 256 с. – (Учебники «Феникса»).
4. Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 334 с.