Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В экономической теории существует понятие интеграция. Интеграция – это процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики. Различают интеграцию горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом. Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация, которая означает объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).
Вертикальная интеграция — метод, которым компания создает (интегрирует) свои собственные входные или выходные этапы технологической цепочки. Интеграция может быть полной (объединение всех входов или выходов) или узкой (покупка компанией лишь части входящих элементов и производство остальных собственными силами).
Компания, использующая вертикальную интеграцию, обычно мотивирует ее желанием усилить конкурентную позицию своего ключевого исходного бизнеса, чему должны способствовать: экономия издержек; отход от рыночной стоимости в интегрируемых производствах; повышение контроля качества производственных и управ¬ленческих процессов; защита собственной технологии.
Однако вертикальная интеграция имеет и отрицательные сто¬роны: повышенные издержки; неизбежные финансовые потери при быстрой смене технологий и непредсказуемости спроса.
1. История возникновения и сущность понятия
В истории экономики, периодом возникновения вертикальной интеграции, считают 50-е годы XX века. Так как, к этому времени были только монополии, которые по своей сути является горизонтальной интеграцией.
Страны, в которых применялась вертикальная интеграция, опережали других по всем экономическим показателям.
Вертикальная интеграция является одной из альтернатив стратегии роста, которую еще называют наступательной стратегией. Вертикальная интеграция относится к стратегиям, которые обеспечивают компании внешний рост. Также ее называют межотраслевой интеграцией.
Она избирается базовой стратегией корпорации только тогда, когда предприятие или его стратегическая бизнес единица пытаются использовать возможности внешней среды и собственные сильные стороны для увеличения компании, то есть наращивание объемов продаж, преимущественно путем проникновения в рынки, которые ранее не были освоенными, увлечения и повышение показателей эффективности производства.
Такая стратегия наиболее выгодна в сегментах экономики, которые быстро развиваются и с быстросменными технологиями, когда продукция компании или стратегического бизнес элемента, готовится к выходу на рынок, который еще не освоенный компанией или продукт, который в жизненном цикле товара находится на стадии развития.
Интеграция способствует снижению операционных издержек и повешению надежности поставок или дистрибьюции.
2. Критерии выбора и причины осуществления
Вертикальная интеграция предполагает слияние тех предприятий, которые объединены единой целью деятельности, занимающихся производством на разных этапах технологического процесса и на последовательных этапах реализации продукта, для того чтобы установить контроль над ними через одну фирмы. При этом к первоначальной стоимости продукта, который создается присоединяется добавленная стоимость, а продукция передвигается по цепи до конечного ее потребителя.
Вертикальная интеграция применяется компанией с целью, усилить конкурентоспособность и рентабельность продукции за счет усиления или полного установления контроля над звеньями в цепочке, которые являются стратегически важными для производства и распространения произведенной продукции.
Причиной выбора данной стратегии интеграции часто является неодинаковый уровень цен, установленный на продукцию, которая является одинаковой.
Критериями выбора типа вертикальной интеграции служат:
• объем продаж;
• доход;
• доля рынка;
• скорость роста.
Причины осуществления вертикальной интеграции, можно разделить на два блока.
К первому блоку причин относятся те ситуации, когда в пределах одной компании проведения трансакций будет эффективным, чем в тех случаях, когда компании не является единым целым. Другими словами, когда расходы изготовления продукта внутри компании ниже, чем затраты на покупке этого продукта на рынке.
Вторая группа причин охватывает те, которые связаны с увеличением финансовых показателей.
Но перед тем как начинать, вертикальную интеграцию, фирма должна ответить на вопрос не ослабит ли она свое текущее положение переходом в новые отрасли. Ведь, новые структурные процессы в компании ведут к усложнению управления и контроля ими, а также могут привести и до роста издержек.
Ответ на поставленный вопрос определяет, объем интеграции, будет компания проводить частичное или полное интегрирование, или же полностью откажется от интеграции.
1.1. Классификация вертикальной интеграции
В зависимости от направления движения компании, вертикальную интеграцию делят на следующие виды:
прямая, ее еще называют «вперед» (forward integration);
обратная, которую называют «назад» (backward integration).
Существует и сбалансированная интеграция (balanced integration) (рис.1), которая проводится сразу по двум направлениям, то есть сочетая прямую и обратную.
Рис.1.Сбалансированная интеграция
Прямая вертикальная интеграция предполагает рост компании за счет покупки предприятий-потребителей.
Эта стратегия реализуется, когда компания хочет достичь более высокой экономии от эффекта масштаба и завоевать большую долю рынка. Она осуществляется путем усиления функции контроля за теми структурами, которые находятся между потребителями продукции и предприятием. Этими структурами являются системами распределения продукта и его продажи.
То есть, интеграция прямая осуществляется за счет строительства собственных сетей распределения продукции с целью обеспечения контроля над каналами дистрибуции. По той причине, что отсутствие данного контроля обычно служит причиной накопления запасов товара, приводит производство к неполной или частичной загрузке, что в свою очередь всегда приводит к нестабильному выпуска продукции, увеличение конечных расходов и отсутствия рычагов влияния на их снижение.
Вперед интеграция стала очень популярной с увеличением сети Интернет. Многие компании-производители решили создавать свои онлайн-магазины чтобы продавать свою продукцию непосредственно потребителям, минуя посредников.
Интеграция вперед является эффективной, если:
o мало доступных качественных дистрибьюторов в промышленности;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы Европы, №2, 2010. Евросоюз. Политическое измерение интеграции. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - 188 c.
2. Актуальные проблемы Европы, №4, 2007. Две Европы. Процессы интеграции. - М.: ИНИОН РАН, 2007. - 176 c.
3. Алтайбек, Совет Казахстан - Россия. Тернистый путь к современной интеграции. Хронологическое собрание. 1731-2012 гг.: моногр. / Совет Алтайбек , Герман Иванов. - М.: Алматы, 2014. - 654 c.
4. Бутыркин, А. Я. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в промышленности: моногр. / А.Я. Бутыркин. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 200 c.
5. Воронина, Татьяна Международная экономическая интеграция. Часть 1 / Татьяна Воронина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 172 c.
6. Гапоненко, В. Ф. Мировое хозяйство. Инструментарий измерения и регулирования последствий интеграции / В.Ф. Гапоненко, Е.Г. Яковенко. - М.: ЭЛИТ, 2008. - 408 c.
7. Гемават, Панкадж Мир 3.0. Глобальная интеграция без барьеров / Панкадж Гемават. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 416 c.
8. Глобализация. Проблемы конкуренции и интеграции. - М.: РГГУ, 2014. - 216 c.
9. Господарчук, Г. Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции / Г.Г. Господарчук. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 288 c.
10. Гретченко, А. И. Болонский процесс. Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. - М.: КноРус, 2013. - 432 c.
11. Грехова, Татьяна Владимировна Создание Консорциума Библиотек Вузов Дальнего Востока Как Один Из Аспектов Глобализации Информационных Ресурсов В Свете Интеграции России В Мировое Образовательное Пространство. Статья / Грехова Татьяна Владимировна. - Москва: СИНТЕГ, 2005. - 958 c.
12. Губанов, Сергей Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция / Сергей Губанов. - М.: Книжный мир, 2012. - 224 c.