Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из актуальных проблем в общей теории права является проблема обновления структуры и системы общей теории права. Это вызвано тем, что модернизация российского общества, начавшаяся в начале 90-х годов ХХ в., с неизбежностью вызвала необходимость не только радикального обновления действующего законодательства, но и переосмысления подходов к праву, к правовой системе и к правовым процессам, в частности.
Важность более углубленного изучения правовых процессов связана с тем, что знание закономерностей протекания этих процессов позволяет давать научно обоснованные прогнозы дальнейшего развития правовой системы, поскольку правовой процесс представляет собой последовательное изменение состояния правовой системы с течением времени. Правовой процесс – это одна из фундаментальных категорий теории права наряду с такими понятиями, как «правовая система», «правовая структура», «правовая политика», «правовая жизнь». Однако необходимо отметить, что в настоящее время в общей теории права проблема правовых процессов в ее широкой постановке не получила достаточного освещения в юридической и учебной литературе.
Проблемы правового процесса
Обусловленность настоящего исследования продиктована тем, что в научном юридическом сообществе не сформировано единого мнения о том, что представляется собой юридический процесс и какова его правовая природа. Сущность определения категории «юридический» процесс была объектом исследования многих научных работ, ввиду чего представляет полезным предоставить анализ мнений ученых по исследуемому вопросу, а также выработать свое видение изучаемой категории. Кроме того, в настоящее время отсутствует сколько-нибудь полный курс теории юридического процесса, тогда как, по нашему мнению, эта категория имеет существенное значение в процессе обучения.
Политико-правовая концепция раннего Г.В.Ф. Гегеля складывалась под непосредственным влиянием творчества его предшественников в немецкой классической философии: И. Канта и И.Г. Фихте, идей французского и немецкого Просвещения XVIII в., особенно Ш.-Л. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо, в несколько меньшей степени – И.Г. Гердера, а также под прямым влиянием античного наследия, прежде всего, конечно, Платона и Аристотеля. Труды Т. Гоббса и Дж. Локка, продолжавшие оставаться востребованными и во времена Гегеля, были объектом постоянной критики немецкого классика, порвавшего с традициями эмпиризма Нового времени .
Немецкая классика не отрицала традиций гуманизма и просвещения в праве, однако развивала свое учение о праве и государстве на основе совершенно новой методологической парадигмы. Эта парадигма опиралась на идею единства познаваемого и познающего, субъекта и объекта, основания и результата познания.
Гегель видел на пути развития понятии свободы как всеобщей духовной сущности, разрабатывая соответствующую методологии такой трактовки этого понятия с его последующей экстраполяцией на проблемы отношения личности, общества и государства. Основы такого подхода закладывались уже в ранний период творчества Гегеля, который завершается к моменту публикации «Феноменологии духа» в 1807 году. Крупной политико-правовой работой этого периода является незаконченная рукопись «Конституция Германии», последняя редакция которой относится к 1802 г. В этой работе на фактическом материале отрабатывается последующее решение важных для всей концепции Гегеля теоретических вопросов: сущности государства, возникновения и развития государства, классификации типов государств, принципов их взаимодействия и т.д. Гегель на эмпирическом материале отрабатывает те идеи, из которых позднее будет составлена «Философия права»: идея постижения конкретного понятия в комплексе политико-правовых реалий, идея органической целостности государства, идея принципа субъектности в государственном устройстве и ее воплощение в фигуре монарха.
Задачу правовой науки Гегель видел прежде всего в том, чтобы выявить и эксплицировать само понятие права и государства. «То, что уже не может быть выражено в понятиях, больше не существует», примером чему является германское государство начала XIX в. И наоборот, теория права, оторванная от социальной действительности, не может объяснить своего предмета. В этом Гегель видит отличие теории права и государства от других видов научных теорий, которые могут иметь содержание безотносительно к степени осуществленности своего объекта: «Планы и теории могут претендовать на реальность в той мере, в какой они осуществимы, значимость их не меняется от того, обрели они свое воплощение в реальности или нет; что же касается тории государства, то она может
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М.: Наука, 1978. 439 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб: Наука, 1992. 444 с.
3. Горюнова Е.Н. Теоретический аспект юридического процесса // Генезис научных воззрений в контексте парадигмы устойчивого развития: Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 312-314.
4. Исаев Э.Е. Юридический процесс как теоретико-правовая категория // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 280-282.
5. Осипов М.Ю. Понятие и сущность правовых процессов // Современные проблемы права и управления: сборник докладов 6-й международной научной конференции. АНО ВПО Институт законоведения и управления ВПА. 2016. С. 206-216.
6. Сальников В.П., Масленников Д.В., Прокофьев К.Г., Исмагилов И.Р. Философско-правовое содержание ранних работ Г.В.Ф. Гегеля // Юридическая наука: история и современность. 2017. С. 164-177.