Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процесс формирования правового государства в Российской Федерации базируется на верховенстве закона и эффективной реализации нормативно-правовых актов государства. Конституция Российской Федерации является фундаментом правовой системы государства, именно она обеспечивает целостность Российской государственности. Федеральное законодательство, конституции субъектов РФ и их законы должны соответствовать положениям Конституции РФ и не должны противоречить ей.
В современный период, во времена политических, экономических, социальных и правовых реформ, в нормотворческой и правоприменительной практике имеются многочисленные проблемы, которые спровоцированы несовершенством как правовых институтов государства, так и их правоприменительной практики, а также коллизиями в системе права. Данные процессы в системе права объясняются историческими особенностями российской государственности.
Весьма распространенным явлением в РФ становится несоответствие законов субъектов РФ Конституции и федеральным законам, в том числе вторжение субъектов в сферу исключительного ведения РФ, ограничение конституционных прав и свобод граждан.
Актуальность темы объясняется тем, что категория «правовое пространство» пока еще не получила глубокого и всестороннего исследования в науке несмотря на то, что в последнее время достаточно широко используется в юридической практике и активно реперезентировано в текстах нормативных правовых актов.
Система органов государственной власти, которые гарантируют реализацию принципов верховенства закона, норм международного права, государственной целостности страны, используя в пределах своей компетенции определенные формы и методы контроля – всё это механизмы, обеспечивающие единство правового пространства России.
Исходя из актуальности указанной в работе, ставится цель – описать механизмы организации обеспечения единства правового пространства Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения, которые складывающиеся в процессе формирования единого правового пространства Российской Федерации.
Предмет исследования - правовые основы обеспечения правового единства Российской Федерации.
1.Правовое пространство РФ как гарантия прав и свобод человека и гражданина
1. 1. Правовое пространство и механизмы его обеспечения
Термин «правовое пространство» является универсальной правовой категорией, которая позволяет анализировать вопросы соразмерности нормативно-правовых правовых актов, договорных механизмов в федеративных отношениях, исследовать общие и особенные, пределы и объемы действия правовых актов. Правовое пространство включает структуру и организацию осуществления властных функций государства в пределах своих границ. Кроме того, понятие правового пространства может приобретать особенное методологическое значение при разработке законодателями и принятии ими правовых актов на стадии правотворчества.
Понятие «правовое» репрезентирует следующие взаимосвязанные значения:
1) отражает правовую действительность;
2) им подчеркивается особая роль права как основополагающего регулятора общественных отношений.
Термин «пространство» применяется как метафора, чтобы показать материальную выраженность права. В системе законодательства того или иного государства пространством определяется ареал действия правовой нормы.
Единое правовое пространство России является категорией, которая характеризует единство правовых регламентов правовой системы Российской Федерации, их взаимную согласованность и непротиворечивость.
Правовое пространство представляет собой сферу действия законов и иных юридических норм в определенную историческую эпоху, в конкретном территориальном ареале.
Правовое пространство в этой связи является системой законодательных актов, которые регулируют отношения в обществе. Включает две взаимосвязанные системы: федеральное и региональное законодательство, формирующие в своем единстве законодательство Российской Федерации.
Правовое пространство, таким образом, это совокупность всех правовых предписаний системы права Российской Федерации, которые действуют на ее территории.
В ходе анализа «правового пространства» как правовой категории мы выделили следующие составляющие его структуры:
1) государство, выражающее территориальную распространенность действия правовых норм;
2) правовые предписания, связанные с индивидуальным или обобщенным назначением распорядительных актов властного характера, которые издаются государственными органами или должностными лицами, уполномоченными на эти действия и подлежащие исполнению со стороны субъектов, их получивших;
3) правовая система, состоящая состоит из позитивного права как совокупности действующих в государстве правовых норм, имеющих своё выражение в законе и иных признаваемых государством формах; правовой идеологии, включающей правовые взгляды, правосознание, правовую культуру, концепции и т. д.; юридической, или судебной, практики.
Все вышеперечисленные компоненты взаимосвязаны между собой настолько крепко, что выпадение или нарушение одного из них гарантирует нарушение связей внутри системы и снижению её эффективности как единого целого.
В этой связи правовое пространство можно охарактеризовать через следующие элементы:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997г. (ред. от 26.03.2000г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.
3. Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 г. № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации»;
5. Приказ Минюста России от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации»
6. Приказ Минюста России от 03.03.2014 № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации»
7. Распоряжение Минюста России от 6 декабря 2017 г. № 1553-р «О вводе в эксплуатацию портала «Нормативные правовые акты в Российской Федерации».
8. Приказ Минюста России от 31 мая 2012 г. № 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
9. Горюнов В.В. Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2007. – 24 с.
10. Демидов М.В. Место и роль Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в системе федеративным отношений в России // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 3. - С. 37 - 46.
11. Гаджиев К. С. О перспективах российской государственности: (территориально-политические и национально-территориальные аспекты) / Росссийская академия управления - М.: Луч, 1993.-81 с.
12. Загоруйко К. Ф. Право как ценность и средство государственного управления обществом: сб. Науч. Тр. / М-во внутр. Дел Рос. Федерации. Волгогр. Акад. - Волгоград, 2004. - вып. 1. - 239 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2006-03-003-007-pravo-kak-tsennost-i-sredstvo-gosudarstvennogo-upravleniya-obschestvom-sb-nauch-tr-m-vo-vnutr-del-ros-federatsii-volgogr-akad (дата обращения: 20.01.2019).
13. Иванов В.В. Путинский федерализм (централизаторские реформы в России в 2000 - 2008 гг.). - М.: Территория будущего, 2008. - с. 364.
14. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрист, 1998. – 429 с.
15. Штурба Евгений Викторович Модернизация политической системы и попытки формирования концепции национальной безопасности России в 1992 – 1997 гг // ИСОМ. - 2013. - №2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-politicheskoy-sistemy-i-popytki-formirovaniya-kontseptsii-natsionalnoy-bezopasnosti-rossii-v-1992-1997-gg (дата обращения: 20.01.2019).