Фрагмент для ознакомления
2
Сущность и содержание охраны труда в ГПС
По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), профессия пожарного относится к одной из самых опасных. В условиях реального пожара огнеборцам приходится сталкиваться с угрозой взрыва, обрушения несущих конструкций, воздействия отравляющих веществ, поражения электротоком и с другими опасными факторами, которые могут привести и, к сожалению, приводят к телесным повреждениям, увечьям отравлениям, радиационному облучению и даже к гибели.
Согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» в Российской Федерации существуют пять видов пожарной охраны:
1) государственная противопожарная служба, которая включает в себя состоящих на определенных штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава Федеральной противопожарной службы; военнослужащих Федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники);
2) ведомственная пожарная охрана, которая имеется в ряде федеральных органов исполнительной власти и на множестве предприятий различных отраслей экономики;
3) муниципальная пожарная охрана;
4) частная пожарная охрана;
5) добровольная пожарная охрана.
Вместе с тем риски (опасные факторы) пожаров общие для всех участников тушения, независимо от их ведомственной принадлежности и источников финансирования. Законодательно закреплен принцип единоначалия в руководстве тушением пожаров (что вполне обосновано и ни у кого не вызывает сомнения). Поэтому должны быть едиными и требования охраны труда пожарных.
Итак, представляется, что Правила охраны труда для пожарных должны быть едиными, а точнее, по существующей градации нормативных правовых актов по охране труда, - межотраслевыми. Они должны быть обязательными к исполнению всеми работниками пожарной охраны или лицами, которые на определенных условиях привлекаются к тушению пожаров. Это добровольные пожарные, члены нештатных противопожарных формирований, которые имеются на предприятиях различных отраслей экономики; лица (безработные), привлекаемые для выполнения общественных работ, в том числе для тушения лесных, торфяных и иных природных пожаров; население, привлекаемое органами местного самоуправления к тушению лесных и иных пожаров.
В настоящее время на федеральном уровне действуют «Правила по охране труда в подразделениях противопожарной службы ГПС МЧС России» (ПОТ РО-2002), которые введены в действие приказом МЧС России от 31.12.02 № 630 (зарегистрирован в Минюсте России 03.02.03, № 4176).
Указанный документ в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (введены в действие постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009) является нормативным правовым актом, требования которого обязательны для исполнения личным составом только одного вида пожарной охраны - Государственной противопожарной службы (ГПС). Иными словами, указанные ПОТ РО-2002 относятся к категории отраслевых правил по охране труда.
Не потому ли на практике иногда можно наблюдать ситуацию, когда пожарные, не входящие в структуру ГПС, не идут на разумный и оправданный риск, не проявляют самоотверженности при тушении пожаров, а стремятся отсидеться, как говорится, «в засаде», под маркой угрозы для жизни и здоровья, не тушить пожар, а имитировать действия по его тушению? Такое положение в ряде случаев приводит к тому, что личный состав частной пожарной охраны, других ее видов на реальном пожаре действует пассивно, тушит огонь с расстояния «по дыму», а заканчивается тушение пожара полным выгоранием объекта.
В самой ГПС с правовой точки зрения в организации работ по охране труда имеются серьезные проблемы. Напомним, что ПОТ РО-2002 введены в действие приказом МЧС России более семи лет назад. В постановлении Правительства РФ от 23.05.00 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
В этом же постановлении сказано, что государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.
При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия».
24 июля 2008 г. министром МЧС России генералом армии С. Шойгу был утвержден «План-график формирования нормативных документов по пожарной безопасности, направленных на реализацию положений Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"» (рег. № 2-4-50-38-19 от 24.07.08). В п. 2.17 этого Плана-графика предусматривалась подготовка Свода правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны. Вероятно, имелась в виду подготовка межотраслевых правил по охране труда, как того требует постановление Правительства РФ от 23.05.00 № 399. Свод правил по охране труда должен был появиться в конце 2008 г., однако по непонятным причинам этого не произошло. И неизвестно, когда вопрос охраны труда различных категорий пожарных будет полностью урегулирован на государственном уровне.
Еще один аспект, непосредственно затрагивающий вопрос безопасности пожарных, - это средства индивидуальной защиты. Безопасность пожарных при тушении пожаров и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, наряду со специальными правилами и приемами, обеспечивается еще и надежными, эффективными и удобными в работе СИЗ. К таким СИЗ относятся боевая одежда пожарного, средства защиты головы, пожарный пояс, специальная обувь, аппараты защиты органов дыхания и др. Именно СИЗ должны защитить пожарного и спасателя от опасных факторов пожара, под воздействием которых им приходится осуществлять свою деятельность на месте пожара или ЧС.
Однако и здесь вопросов больше, чем ответов. Необходим нормативный правовой акт, который регламентировал бы нормы бесплатной выдачи пожарным сертифицированных СИЗ и был бы согласован с Минздравсоцразвития России. Без такого документа у учредителей пожарной охраны нет единого подхода к тому, какие виды СИЗ и сколько выдавать пожарным. Отсутствуют правовые основания к тому, чтобы обеспечивать СИЗ бесплатно и относить затраты на их приобретение на себестоимость продукции, работ и услуг. Иными словами, без документа можно выдавать пожарным все, что угодно, но только... за счет чистой прибыли, т.е. после уплаты налога на прибыль (а это ни много ни мало 20 %). Собственникам и учредителям пожарной ' охраны это невыгодно, они всячески стараются экономить на СИЗ, закупать что подешевле.
Показать больше