Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Глубинные преобразования в сфере экономики, которые происходят сегодня в нашей стране и связаны с переходом на рыночные механизмы функционирования и регулирования. Они нуждаются в изменениях и подготовке компетентных специалистов для любых организаций и предприятий. Для продуктивной деятельности каждого управленца необходимо знание областей науки, связанных с планированием, организаций и управлением персонала компании, фирмы или организации.
Проблема исследования конфликтов и управление им актуальна для социума, который переживает в данный момент переходное состояние реформирования во все областях (политической, экономической и социальной), что характерно для нашей страны сегодня.
Конфли́кт (от лат. conflictus — столкновение) столкновение противоположно направленных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
В менеджменте под конфликтом следует понимать временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением информации или же ее отсутствием, вызывающее характерное представление об объекте, представляющем интерес, приводящее к недопониманию между личностью, группами и нарушению нормативной деятельности данной личности или группы. При всем этом одна и та же информация у различных индивидуумов способна вызывать разнообразную реакцию, которая приводит или нет непосредственно к конфликтам.
Конфликт определяется тем, что осмысленное поведение одной стороны (личность, группа или организация) приводит к расстройству интересов другой стороны, которое порождает ее противодействие. В результате этого, возникают негативные последствия в совместной деятельности.
Практика работы зарубежных фирм, деятельность отечественных организаций и предприятий, особенно в ситуациях видоизменения форм собственности, показывает, что современному руководителю или управляющему персоналом крайне необходимы знания, умения и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.
1. Понятие и сущность конфликта
Проблема изучения и управления конфликтами крайне актуальна для общества, переживающего переходное состояние реформирования во всех его сферах (экономической, политической, социальной), что характерно для нашего общества.
Понятие «конфликт» имеет множество определений и толкований:
1. Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, (конкретными лицами или группами). Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее цель или точка зрения, тем самым не позволяя другой стороне делать то же самое.
2. Конфликт - это своего рода столкновение, возникает он там, где сталкиваются разные желания, позиции, разные манеры поведения, различные альтернативы и принятие решения затруднено.
3. Конфликт - это возникшая напряженная обстановка при которой стороны отстаивают свои позиции, точку зрения, желания.
Все определения конфликта выделяют присутствие противоречия, принимающего форму разногласий, когда речь идет о взаимодействии людей.
Понятие конфликт наиболее часто ассоциируется с агрессией, враждебностью, угрозами, спорами, войной и т. п.
В результате этого, формируется такое мнение, что конфликт – это всегда нежелательное, негативное явление и, поэтому его следует, по возможности, избегать, а также нужно незамедлительно разрешать, как только он возникнет.
Но это не так. Конфликты имеют и позитивные функции. Отметим некоторые из них: конфликт позволяет снять напряженность между его сторонами; помогает раскрытию раннее сокрытой информации, что способствует процессу управления конфликтом; сплачивает коллектив при противодействии с внешним врагом; является стимулом в организации к изменению и развитию; способствует снятию синдрома покорности и т.д.
Руководить бесконфликтно можно, но важно научиться такому процессу управления, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное.
Говоря о кризисных, конфликтных ситуациях особо следует отметить конфликты в организациях.
Организация – это не только производственно-технологическое общность людей и средств производства, но и коллектив работников, которые объединяют свои усилия и способности для развития производства, принимая участие в решении социально-экономических проблем. Другим словом, организация - это общность людей, которые объединены конкретными отношениями и связями.
Конфликт в организации - это противоречие интересов в открытой форме существования, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов личного и производственного порядка.
Руководитель должен уметь регулировать взаимоотношения в коллективе. В ситуации перехода к рыночной экономике залогом успеха руководителя будет высокий уровень развития его личностных и деловых качеств, умение достигать компромисса, избегание межличностных конфликтов. Кроме того, успех коллектива и личные успехи руководителя зависят и от этических норм управленца, его умения взаимодействовать и общаться с работниками, от силы его воздействия на подчиненных. У руководителя должны быть хорошо развиты такие личностные качества, как гибкость в методах управления, дипломатичность, умение быть принципиальным и обладать искусством добиваться компромисса.
Показать больше