Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность избранной темы обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, Россия многонациональное государство и являлась таковым с самого начала своего существования. Толерантность и человеколюбие всегда были визитной карточкой нашей страны. В современной России сохранение культурных традиций и языковых основ, исторического прошлого, являлось неотъемлемым правом всех народов входящих в состав нашего государства. Изучение истории родного края, его языка, культуры стало основой для обучения и воспитания подрастающих поколений. Во-вторых, существующий ФГОС и Федеральный закон № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», в отличие от закона «Об образовании» 1992 г. не указывает на необходимость организации историко-краеведческой работы в школе. Памятуя статью седьмую «Государственные образовательные стандарты» предыдущего закона «Об образовании» следует заключить, что существующие прежде в Российской Федерации стандарты включали в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения». 1. Краеведение в школе как компонент исторического образования
Историческое краеведение в школе характеризуется как один из источников обогащения учащихся знаниями и понятиями о родном крае, воспитывает любовь к нему, формирует гражданскую позицию. Изучение истории и культуры родного края не только расширяет кругозор школьника, но и помогает сформировать чувство сопричастности к истории. Дает возможность ребенку, знающему свои корни, свои истоки, познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания, включенные в контекст более масштабной истории. Обращение к истории родного края важно еще и потому, что современная система образования не только должна создать представление об общечеловеческих ценностях культуры, но и стать механизмом передачи этнокультуры . Какие цели и задачи ставят перед собой преподаватель истории, вводя региональный компонент в учебный процесс, используя его во внеклассных занятиях? Во-первых, это важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства взаимоуважения между народами. Ведь для того, чтобы воспитать
полноценных граждан своей страны, необходимо привить детям и подросткам чувство любви, в первую очередь, к малой родине. Дети должны знать прошлое, традиции своего края. Во-вторых, региональный компонент в историческом образовании выполняет важную психолого-педагогическую задачу, так как играет мировоззренческую роль, дает ощущение, что каждый человек – соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю. В-третьих, обретение навыков самостоятельной исследовательской работы составляет развивающую цель, реализация которой возможна при введении краеведения в учебновоспитательный процесс. Материалы местной истории имеют большое значение не только для изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания общеисторического процесса, позволяют показать и объяснить ученикам общее и особенное в исторических явлениях. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда мы изучаем значительные исторические события и показываем, как они преломляются в данной исторической обстановке и конкретной местности, это приобретает особое образовательное и воспитательное значение. Эта работа интересна и увлекательна, тем более что каждому учителю, воспитателю надо изучать и хорошо знать историю своего края, традиции и быт коренного населения, тем самым использовать богатейшие исторические данные, которые помогают на конкретных образах иллюстрировать и углублять исторические знания учащихся. Считаю, что это убедительный мотив для того, чтобы региональный компонент включить в практику работы всех педагогов. Теоретическое обоснование использования краеведческого материала в школе принадлежит К. Д. Ушинскому. Выступая за введение в школу предмета «отечествоведение», К. Д. Ушинский в 1863 г. писал: «Легко себе представить, сколько ярких верных действительных образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного осязательного курса…» . 2. Историческое краеведение и источники по изучению истории родного края. Формы работы
В краеведческой работе в школе используют широкий спектр источников, большая часть которых (особенно те которые касаются истории села, школы, колхоза и т.п.) добывается трудами учителя и учащихся. Кроме того, важными источниками в изучении местной истории являются памятники истории и культуры, палеографические рукописи и свитки, периодическая печать, документы местных, областных и государственных архивов, данные фольклора и топонимики. Сочетание различных источников по истории родного края залог – успеха в краеведческой работе в школе. История края, да и всей России становится более близкой и понятной, повышается интерес. В частности, «включение газетных, журнальных публикаций в урочную и внеурочную деятельность позволяет преподавателю решать многие задачи, и прежде всего, способствует развитию гражданских компетентностей. Использование краеведческого материала вносит больше наглядности, эмоциональности в преподавание истории, а, следовательно, дает больше конкретизации и убедительности. В этом случае можно говорить о некоем эмоциональном стимуле для творческой мысли. Основой такой деятельности служат краеведческие походы по родному краю, познавательные экскурсии по историческим местам, встречи с интересными людьми . Немаловажную роль в процессе формирования гражданственности у молодежи играет совместная историко-краеведческая деятельность подростков и педагогов. Проходя через призму исторических событий местного материала, история собственного государства
становится понятной и, следовательно, появляется глубокое осмысление Отечественной истории в целом. 3. Школьный краеведческий музей в историко-краеведческой работе в школе
Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Такое участие школьников может осуществляться на основе диалога как формы межсубъектной коммуникации, при которой каждый участник видит в другом равноправного, свободного, активного в высказываниях собеседника, уважает его позицию, убеждения, интересы и мнения. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школах ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеучебной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Школьный музей занимает одно из важнейших мест в современном культурном и образовательном пространстве нашей страны. Это не просто самый распространенный вид музеев, но и яркое явление культуры, универсальный общественный институт, особая коммуникация, где органично соединяются, вступают во взаимодействие культура и образование. Школьный музей как уникальное культурное и образовательное пространство содержит в себе огромный ценностный, воспитательный и образовательный потенциал. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. В разные периоды истории школьные музеи переживали свои подъемы и спады, их - то признавали важнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками старой идеологии. Школьные музеи прошли длительный и интересный путь вместе с историей нашего образования. На рубеже XIX-XX веков в России появились музеи во многих учебных заведениях, в том числе и в обычных школах. Это было связано с известными изменениями в образовании того времени – переходом от школы заучивания к школе развития, что потребовало усиления наглядного метода обучения. Школьные музеи создавались и действовали благодаря общим усилиям учителей и учеников, являлись плодом их совместного творчества.
Заключение Краеведение обладает многофункциональностью, т. е. сочетает в себе целый ряд функций: обучающую, развивающую и, наконец, воспитывающую. Оно может являться одновременно прикладным и исследовательским, нести в себе основы общественнополезного и воспитательно-образовательного характера. Историко-краеведческий материал способствует освоению учащимися Отечественной истории на эмоциональночувственном уровне, за счет более близкого и доступного старшекласснику материала. В настоящее время краеведение переживает новый этап своего развития, находит все большее признание в нашей жизни. Большим количеством стала издаваться краеведческая литература, разрабатываются и апробируются на практике краеведческие программы на базе различных школ, активизируются краеведческие организации регионов. Все это требует глубокого анализа накопленного опыта и осмысления традиций краеведческого движения, исследования вклада, который внесли отечественные краеведы в изучение нашей истории и в воспитание высоконравственного человека.
Показать больше