Фрагмент для ознакомления
2
Введение Философия в Китае стала развиваться в пятом веке до нашей эры, когда общество стало расслаиваться по экономическим признакам и возник класс богатых жителей городов и крайне бедный класс жителей деревень. А также класс чиновников, владеющих не только деньгами, но и землей. Философия Древнего Китая основана на принципе триединства Вселенной в лице Земли, Неба и Человека. Вселенная представляет собой энергию («Цы»), разделяющуюся на женское начало и мужское – инь и янь. Философии Древнего Китая имеет мифологически-религиозное происхождение так же, как и философия Древней Индии. Ее главными действующими лицами были духи и боги. Мир понимался, как взаимодействие 2-х начал – мужского и женского. Считалось, что в момент сотворения Вселенная представляла собой хаос и разделения на Землю и Небо не было. Упорядочили же хаос и разделили на Землю и Небо два рожденных духа – инь (покровитель Земли) и янь (покровитель Неба).
1. Философия Древнего Китая
Китай – это уникальная страна, со своей древней историей, культурой и философией. Практически четыре тысячи лет назад, после возникновения рабовладельческого строя, начинает развиваться китайская философия. В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания. Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков и мифических героев древности. В это же время, согласно древнейшим письменным памятникам Китая, некоторые мыслители высказали ряд философских идей и выдвинули термины, которые впоследствии стали важнейшими понятиями китайской философии: • Ши Бо выдвинул понятие гармонии (хэ), глава придворных летописцев и астрономов царства Цзинь Ши Мо (Цай Мо) (VIII век до н. э.) выдвинул идею «парности всех вещей»,
3
• сановник (дафу) царства Чжоу Бо Янфу (VIII век до н. э.) объяснял происшедшее в 780 году до н. э. землетрясение нарушением взаимодействия сил инь и ян. В VII—VI веках до н. э. некоторые философы Древнего Китая стремились объяснять мир уже исходя из непосредственного созерцания природы. Судя по книге Ши-цзин, в этот период в китайской философии господствует культ Неба, который не только объясняет движение звёзд закономерностями естественных процессов, но и связывает их с судьбами государств и отдельных людей, а также с заповедями морали. Во втором и начале первого тысячелетия до нашей эры в Китае преобладало религиозное мировоззрение. Жители Китая считали, что всё, происходящее в мире - зависит от воли неба. Поэтому глава государства является «сыном неба». Китайцы верили, что их судьбы зависят от влияния духов, поэтому приносили жертвоприношения этим духам. В далёком прошлом, когда не существовало ни земли, ни неба, Вселенная являлась мрачным бесформенным хаосом. В нём появились два духа – инь (женское начало) и янь (мужское начало). Они то и породили мир. Важной частью религиозной мысли древнего Китая был культ предков, который основывался на принятии влияния усопших на будущее их потомков. Господствующей оставалась мифологическая форма мышления вплоть до первого тысячелетия до н. э. Многие мифологические образы транслируются в величайших философских работах. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам. Следовательно, древнекитайская философия зародилась из початков мифологических представлений и брала за основу их материал. Философия древнего Китая очень специфична. Это обуславливается подчинением политической и этической практике. Доминирующее значение имели вопросы управления государством, морали, этики, идеального общества. Философы занимали значимое положение в обществе. Они служили послами, сановниками, министрами. Китайская философия достаточно самостоятельная, так как она не испытывала влияния духовных традиций, в отличие от западной философии. Важнейшим письменным источником древнекитайской философии является «Книга Перемен». В ней изображена своеобразная система философских взглядов. Специфичным является то, что Вселенная, природа и человек неотделимы друг от друга. Это единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами. Складывается царство, деспотизм. Появляется культ Неба, культ предков, мужское и женское начало, мифология. «Книга перемен» занимает значимое место в истории философии древнего Китая. Известными древнекитайскими мыслителями, которые предопределили её проблематику и развитие на столетия вперед, являются Лаоцзы (вторая половина VI — первая половина V вв. до н. э.) и Конфуций (Кун Фу-цзы, 551 — 479 гг. до н. э.). Конечно же в Древнем Китае были и другие философы, все же в первую очередь духовное наследие Лаоцзы и Конфуция передает достаточно объективное представление о философских исканиях древнекитайских мыслителей. Китайская цивилизация сформировалась в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. Традиционно китайцы называют себя “ханьцы”. Это название происходит от названия империи – Хань, а к названию ее предшественницы – Циньвосходят европейские названия Китая, отсюда европеизированные слова (лат.) – sinae, (англ.) – china, (фр.) – chine. Примечательно, что в Китае не существовало единой системы летосчисления, поэтому только с середины IV века до н. э. можно говорить о достоверной хронологии событий в истории Древнего Китая. Древний Китай был одним из древнейших очагов человеческой цивилизации. Его история распадается на шесть периодов: первый – Шан-Инь (XVIII–XII вв. до н. э.); второй – Чжоу – Западное Чжоу (XII–VIII вв. до н. э.); третий – Чжоу – Восточное Чжоу – Лего (период отдельных царств); четвертый – Чжоу – Восточное Чжоу – Чжаньго (т. е. сражающиеся
4
государства); пятый – империя Цинь (221 – 206 гг. до н. э.); последний шестой – Хань (конец III в. до н. э. – II в. н. э.).
2. Конфуцианство
Одним из основных направлений философии и веры Китая является конфуцианство, которое успело оформиться в самостоятельное учение до того, как страна перестала быть закрытой для остального мира. Конфуцианство возникло как этико-социальнополитическое учение в Период Чуньцю (722 до н. э. по 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными. Конфуций (551–479 гг. до н. э.) – самый известный китайский мыслитель, (собственное имя – Кун Цю) считается первым китайским философом. Жизнеописание Конфуция было дополнено позднейшими легендами и вставками, поэтому сложно отделить реальные факты его биографии от вымысла. Согласно традиции, будущий философ был сыном 63летнего чиновника и 17-летней наложницы. Когда он потерял отца, ему было всего три года. Мать Конфуция, опасаясь ненадлежащего отношения к себе со стороны официальной жены, бежала из дому вместе с малолетним сыном. Всю юность Конфуций тяжело работал и жил в бедности, однако он не оставлял мечты о том, чтобы стать культурным и образованным человеком, поэтому он постоянно занимался самообучением. Когда ему исполнилось семнадцать лет, его мать умерла. В возрасте девятнадцати лет Конфуций женился, в браке имел сына и дочь. В течение определенного времени он занимал различные должности и посты, но был вынужден все оставить и отправиться в изгнание. В течение ряда лет он странствовал по государствам Восточного Китая. В 50 лет впервые оказался на государственной службе, однако пост первого советника в Лу (496 г. до н. э.) покинул почти сразу же. Конец жизни Конфуций посвятил своим ученикам, а также упорядочению некоторых классических книг. Примечательно, что сам Конфуций не написал ни одной книги. Идеи мыслителя дошли до наших дней в форме его бесед с учениками в книге “Беседы и суждения” (Лунь юй). Цель, которую ставил перед собой Конфуций, заключалась в построении гармоничного и гуманистического общества. Обеспокоенный кризисом общественных устоев, философ размышлял в основном о воспитании людей в духе преклонения перед стариной, уважения к старшим и начальникам, а также почтительности по отношению к окружающим людям. Конфуцианство зачастую называют религией, однако в нем нет базовых религиозных институтов, а сама конфуцианская этика нерелигиозна и в основном игнорирует теологические вопросы. Конфуцию приписывают авторство золотого правила этики. На вопрос своего ученика: “Найдется ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь?”, мыслитель ответил: “Не таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь. Того не делай и другим”. Важное место в философии Конфуция занимает проблема создания идеала Цзюнь-цзы – “благородного мужа”, который противостоит сяо-жэнь –простолюдину, или “низкому человеку”. Цзюнь-цзы реализует на практике основные принципы: Жэнь – “человеческое начало”, “любовь к людям”, “человеколюбие”, “милосердие”, “гуманность”; И – “правда”, “справедливость”; Ли – “обычай”, “обряд”, “ритуал”; Чжи – “здравый смысл”, “благоразумие”, “мудрость”, “рассудительность”; Синь – “искренность”, “доброе намерение”, “непринужденность” и “добросовестность”. Благородный муж в конфуцианстве – это не только этико-политическое понятие, он также член правящей
5
элиты. Весь секрет управления народом Конфуций видел в силе нравственного примера вышестоящих перед нижестоящим. 3. Концепция «Инь» и «Ян» в философии древнего Китая
Концепция Инь и Ян содержится в основе древней китайской философии. Она выражает идею универсальной двойственности мира и распространяется на весьма сложную систему взаимоотношений между человеком и духовным миром. Инь и Ян сопоставляются с неограниченным рядом оппозиций: женское и мужское, темное и светлое, мягкое и твердое, земное и небесное и т.д. В IV - III вв. до н.э. развитие получает космогоническая концепция, связанная с силами Инь, Ян и пятью первоначалами – водой (шуй), огнем (хо), деревом (му), землей (ту), металлом (цзинь) – усин. В натурфилософской школе Цзоу Яня учение о первоосновах бытия было сведено в единую систему посредством сочетания понятий инь, ян и усин. Цзоу Янь считал, что первоначально мир существует как единое (ци), затем благодаря «сущению» ци происходит процесс, во время которого светлые и легкие ци (ян-ци) поднимаются вверх и образуют небеса, а мутные и тяжелые ци (инь-ци) опускаются вниз и образуют землю. Отношения между двумя силами Инь и Ян лежат в основе взаимопорождения и взаимопреодоления пяти первоначал. В философии древнего Китая «единство противоположных и взаимосвязанных начал инь и ян и строгая закономерность их взаимочередования и смены составляют универсальный закон бытия» . Меняется также и содержание самих понятий Инь и Ян. Если в традиционной китайской мифологии силы Инь и Ян считались воплощением женского и мужского начал в природе, то в философских учениях Древнего Китая они являются выражением крайних противоположностей: луны и солнца, тьмы и света, плохого и хорошего и т.д.
4. Конфуцианство в современном Китае
Современный развивающийся Китай показывает миру новый тип государственных и общественных отношений. Опора на традиции и обычаи прошлого, среди которых учение Конфуция занимает весьма важное, если не определяющее место, считается одним из основных столпов китайской цивилизации. Конфуцианская мысль сыграла чрезвычайно важную роль в традиционной китайской интеллектуальной культуре и это одна из причин того, что китайская цивилизация смогла сформироваться и непрерывно развиваться на протяжении нескольких тысяч лет. В современном Китае государство продолжает оставаться воплощением воли общества, хранителем нравственности и порядка. Современный Китай продолжает развиваться на основе конфуцианской модели ценностей. В настоящее время в Китае адаптация «социалистических» или «капиталистических» ценностей осуществляется с учетом конфуцианских традиций. Реформы, проводимые в разных областях жизни Китая, могут приобретать оттенок, свойственный различным политическим позициям и лозунгам, но в основе своей эти новации фундированы традиционными китайскими ценностями. Но, конечно, нельзя говорить о том, что традиционная модель управления государством сохранилась или же осталось неизменным. XXI век отличается огромным количеством различных преобразований, в том числе в системе традиционных мировоззренческих ценностей. Заключение
6
В Древнем Китае конфуцианство являлось народной и государственной религией. В отличие от других религий, конфуцианство было связано с властью. Данная философская школа создана Конфуцием, который жил в VI-V веке до н.э. В этот период Китай раздирала смута и борьба за власть между высшими чиновниками и императором. Страна была погружена в хаос и междоусобицу. В этом философском направлении отразилась идея о том, чтобы изменить хаос и обеспечить в обществе порядок и процветание. Конфуций считал, что основным занятием человека в жизни должно быть стремление к гармонии и соблюдение моральных правил. Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.
Показать больше