Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы состоит в том, что именно сегодня в условиях экономического кризиса театрализованные представления становятся наиболее востребованными. Данная форма организации развлекательного мероприятия или просто театрального действия является наиболее приемлемой.
Более того данная форма проведения праздника или выступления не критична по отношению к количеству задействованных людей (артистов), а также количеству гостей.
С другой стороны, именно разработка, организация и проведение театрализованного шоу или мероприятия остается наименее изученным вопросом в современной театральной деятельности. Складывается невероятная ситуация, когда практика намного опережает методологическую базу.
1. Режиссура театрализованного представления
1.1. Общее понятие о режиссуре
Работа с исполнителями-детьми — это и процесс воспитания их актерского мастерства, и педагогический процесс воспитания личности каждого участника. Учителю-режиссеру важно самому знать основы актерского мастерства.
Режиссер распределяет работу на эпизоды. Он распределяет весь процесс постановки и на репетиции. В каждом эпизоде кто-то занят из актеров, а кто-то нет. Все начинается с прочтения сценария, с донесения до ребят общей идеи замысла, общих задач. Распределяются роли, определяются задачи каждого эпизода, задачи каждой репетиции. Репетиции бывают ознакомительные, «черновые», репетиции по эпизодам, сводные, общие сводные, прогонные, репетиции в костюмах с реквизитом и техническими вспомогательными средствами, генеральные репетиции и репетиции в виде показа на первого зрителя, чтобы можно было внести еще какие-то коррективы в работу [1, с. 223].
Если драматург свои образы помещает на листе бумаги в словесном выражении, то режиссер свои замыслы должен разместить во времени и пространстве. Свои образы режиссер воплощает в мизансценах.
Мизансцена в переводе с французского означает расположение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в те или иные моменты спектакля. Непрерывная цепочка мизансцен и образует само сценическое произведение. Искусство построения мизансцены — это не просто умение расположить актеров на сцене, найти более или менее удачную композицию. Это пластическое воплощение всего замысла. Переходы от одной мизансцены к другой режиссер тоже продумывает, и все должно быть мотивированным [3, с. 90].
1.2. Понятие о работе режиссера
Одно из достоинств режиссера — умение отказаться от всего лишнего, что загромождает действие, перегружает внимание зрителя и тем самым утомляет его восприятие и лишает произведение его цельности.
Бывает, что режиссер слишком увлекается зрелищными эффектами, техническими, световыми и другого рода нагромождениями, и это разрушает сверхзадачу всей работы в целом. Здесь нельзя забывать о том, что идея — та главная мысль автора, ради которой все и затевалось, — должна быть в этом ряду главной [6, с. 92].
Сценография, как и другие сценические средства, призвана служить главной задаче — выявлению замысла идеи, созданию цельного художественного образа и достижению сверхзадачи всей работы.
Понятие декорационного искусства, т.е. искусства декоративного оформления сценического действия, сложившееся несколько веков назад, приобрело с середины XX в. новое качество, вызвавшее к жизни термин «сценография». Это было обусловлено расширением специфических выразительных средств, обретением своего материала — сценического пространства, времени, света, движения, что значительно шире творческих рамок понятия «декоративное оформление» [7, с. 100].
Сценография формирует среду сценического действия. Она не должна создавать копию реальной, бытовой среды. Свой сценографический поиск мы направляем лишь на то, чтобы найти самые необходимые элементы оформления сцены. Мы стараемся пробудить у зрителей их фантазию, ассоциативные связи, заставляя зрителя дополнить и домыслить все остальное. Конструкции декораций школьных театрализованных зрелищ должны быть легкими, компактными, многофункциональными, т.е. предмет на небольшой школьной сцене должен быть задействован в разных качествах в той или иной мизансцене. Всевозможные ширмы, дополнительные суперзанавесы помогут нашей работе. Громоздкость и пышность декораций в школе будет только нашим тормозом в действенном воплощении сценария, к тому же и средств в школах на такие декорации нет.
Музыка служит не просто помощником режиссера, музыка в театрализованных представлениях всегда многофункциональна. Она сопровождает действия героев, она может и сама быть одним из действующих сил. Музыка украшает, оттеняет, разграничивает эпизоды, драматизирует и смешит, нагнетает тревогу, помогает зрительскому воображению рисовать фантастические образы.
Но и пользоваться этим сильным художественным средством нужно осторожно. Случается в школьной художественно-творческой практике: слабую игру ребенка-актера режиссер старается поддержать серьезной классической музыкой. Ее пафос в контрасте с беспомощностью исполнения создает обратный эффект, и сцена вместо драматического характера приобретает характер комический [2, с. 102].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Великанов А.П. Принципы государственного участия в системе подготовки режиссеров / Теория и практика общественного развития. № 10. 2015. – С. 222-224.
2. Захаров К.В. Режиссер-постановщик. Особенности профессии. – Екатеринбург: Меридиан, 2017 – 412 с.
3. Кязимов К.Г. Практическое пособие по созданию и организации театрализованного представления. – Владивосток: Фортуна, 2017 – 456 с.
4. Лисицын В.В. Режиссерские приемы создания театрализованного представления (прошлое и настоящее, зарубежный опыт). – Воронеж: ИД Богема, 2015. – 384 с.
5. Мокшанцев Р.И. Психология режиссера-постановщика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2015. – 352 с.
6. Поротикова О.А. Особенности разработки и организации театрализованного представления. – Самара: Форпост, 2016 – 397 с.
7. Традиции разработки и проведения театрализованного представления. Российский и мировой опыт. – Ярославль: Азимут, 2016. – 475