Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день, в связи со значительными открытиями в медицине и логопедии, усиливается интерес к проблеме формирования речевой деятельности человека, подробно рассматриваются причины возникновения нарушений, разрабатываются новые методы коррекции.
Следует отметить, что речевая функциональная система одна из самых уязвимых и является наиболее подверженной влиянию различных патогенных факторов, таких как социальные, функциональные, факторы раннего периода развития. Такая уязвимость и сверхчувствительность речевой функции становится следствием некоторых речевых нарушений. Одним из ярких и распространенных примеров таких нарушений является дизартрия.
В настоящий момент одной из самых распространенных проблем в течении последних нескольких лет становится увеличение количества детей, страдающих речевыми нарушениями. Выявление и устранение дизартрии у детей является одной из дискуссионных проблем в логопедии. Вопросы, связанные с конкретизацией причин, механизмов, а также поиском оптимизированных условий, действенных методов по коррекции дизартрии на сегодняшний день приобретают особую значимость. Своевременное выявление этого нарушения, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае, чрезвычайно важно для построения коррекционной работы с детьми.
Дизартирия в своем изучении имеет два подхода, первый базируется на изучении дизартрических расстройств с позиции неврологии, этот подход учитывает патогенез клинических проявлений дизартрии, определяет очаг поражения и характер речевых нарушений в синдроме соответствующих двигательных расстройств. Второй подход основывается на нейрофонетических исследованиях, в результате которых дизартрические нарушения изучаются с точки зрения психолингвистики, здесь акцент ставится не на клиническую картину, а на выявление патогенетических признаков проявление речевых расстройств.
Таким образом, дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодической стороны, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и поражением эфферентной системы.
Дизартрия выступает в качестве симптома сложного поражения мозга бульбарного, псевдобульбарного и мозжечкового характера. Дизартрия часто является симптомом ДЦП, следствием которого становятся внутриутробные нарушения головного мозга.
В зависимости от поражения мозга выделяют несколько форм дизартрии:
1. Бульбарная дизартрия. Данная форма дизартрии характеризуется односторонним поражением мозга (право или левосторонним), либо двустороннее поражение периферических двигательных невронов (тройничного, лицевого, языко-глоточного, подъязычного). При бульбарной дизартрии происходит атрофия мышц речевого аппарата (языка, губ, неба, глотки, гортани). У людей, страдающих данным речевым нарушением, наблюдается слабый голос, гнусавость, звонкие согласные оглушены, артикуляция гласных приближена к нейтральному гласному звуку. Артикуляция согласных также упрощена, смычные согласные заменяются на соответствующие щелевые согласные, характер щели также подвергается изменению, в результате в речи присутствуют глухие плоскощелевые звуки. Речь у больных замедленна и способствует их резкому утомлению. Бульбарная дизартрия наблюдается только во взрослом возрасте [4, с. 10].
2. Псевдобульбарная дизартрия. В отличии от бульбарной дизартрии характеризуется двусторонним поражением центральных двигательных кортико-бульбарных невронов. При псевдобульбарной дизартрии атрофии мышц не наблюдается, присутствуют пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышцы языка находятся в тонусе, язык отодвинут назад, глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены, параличи всегда двусторонние. Также, как и при бульбарной дизартрии происходит оглушение согласных, но иногда встречаются случаи озвончения глухих согласных, тембр речи гнусавый, особенно проявляется при произнесении гласных заднего ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ч, ц). Смычные согласные также заменяются на щелевые, при этом согласные со сложной щелью заменяются на плоскощелевые согласные. Артикуляция твердых согласных нарушается интенсивнее мягких. Больной может слышать свои дефекты, а когда старается их исправить лишь усиливает патологические особенности артикуляции посредством нарастания гипертонии в парализованных группах мышц [4, с. 13].
3. Мозжечковая дизартрия. Данный тип нарушения характеризуется поражением мозжечка, при этом у больного не наблюдается синхронности между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь у больных прерывистая, толчкообразная с нарушением ударения, голос затухает к концу фразы. Наблюдается гипотония движения артикуляционных органов, вследствие чего нарушены звуки, требующие достаточно четких дифференцируемых движений: аффрикаты, сложные переднеязычные звуки, смычные звуки, присутствует гнусавость. При мозжечковой дизартрии ярко выражены просодические нарушения [4, с. 15].
4. Подкорковая дизартрия. Характеризуется различным поражением подкорковых ядер мозга и их нервных связей. У больного наблюдаются расстройства мышечного тонуса в виде гипертонии, гипотонии или дистонии. Расстройства речи при данной форме дизартрии чрезвычайно разнообразны, часто непостоянны. Голос у больных подкорковой дизартрией может быть, как напряженным, так и резким, и хриплым, в процессе речи может затухать и переходить в шёпот. В отдельных случаях артикуляция гласных нарушена в большей степени чем артикуляция согласных. Отдельные слова и звуки могут произноситься вполне правильно, но в момент гиперкинеза они оказываются резко искаженными и невнятными. Обычно расстройству подвергаются ритм, темп и мелодика речи [4, с. 17].
5. Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Характеризуется односторонним поражением постцентральной коры (их нижних отделов) обычно левого полушария мозга. У больного наблюдается апраксия кинестетического типа. Голос и тембр речи при этом не расстроены. В процессе речи заменяются шумовые признаки звуков, их твердости и мягкости, данные замены носят не постоянный характер и бывают неоднозначны (п-м, б-п, п-ф, п-т и др.). больной слышит свои ошибки и при активных попытках их исправить происходит нарушение плавности, появляется замедление речи [4, с. 20].
6. Кинетическая премоторная корковая дизартрия. Характеризуется односторонним поражением премоторных полей доминантного, обычно левого полушария головного мозга. У больного наблюдается апраксия кинетического типа. Как и при кинестетической корковой дизартрии голос и тембр не нарушены, при этом артикуляция согласных достаточно напряжена, начальные и конечные согласные удлинены и толчкообразны. Проявляются замены щелевых звуков на смычные, наблюдаются пропуски звуков в стечениях согласных (ц-с, т, те). Из-за чрезмерной напряженности артикуляции происходит усиление громкости голоса, оглушение некоторых смычных и щелевых согласных [4, с. 23].
Таким образом, знания особенностей структуры нарушения и определение видов дизартрии позволяют сформулировать основные принципы и последовательность коррекционной работы по ее устранению. Устранение данного речевого нарушения во многом зависит от того насколько правильно, точно и в какой период времени оно было диагностировано.
С целью оценки эффективности коррекционной работы по преодолению дизартрических расстройств необходимо проводить абсолютный контроль динамики речевого развития. Коррекционная логопедическая работа проводится комплексно с лечебными мероприятиями и направлена не только на коррекцию произношения, развитие лексикона, грамматического строя и связной речи, но и на развитие двигательных функций.
Показать больше