Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих речевыми нарушениями, особую актуальность приобретают вопросы правильного звукопроизношения детей. От того насколько развита и правильно поставлена речь ребенка зависит его полноценное и всестороннее развитие.
Рассмотрим органы формирования речи на рисунке 1.
Рисунок 1. – Органы речи
Согласно рисунку, органы, участвующие в формировании речи, состоят из активных и пассивных. К активным органам речи относятся те органы, которые в процессе звукопроизношения совершают различные движения. Пассивные органы выполняют вспомогательную функцию, однако их значение не менее важно при формировании правильной артикуляции, например, при отсутствии нескольких зубов может наблюдаться дефект в произнесении шипящих.
Под артикуляцией подразумевается совокупность работы отдельных речевых органов, участвующих в процессе формирования звуков. В свою очередь артикуляционные органы имеют немаловажное значение в голосовом аппарате. Это наиболее подвижная, подчиненная нашей воле и непосредственному наблюдению часть голосового аппарата, способная производить тончайшие движения отдельными органами.
Артикуляция имеет несколько фаз (рисунок 2).
Рисунок 2. – Фазы артикуляции
Согласно рисунку, артикуляция состоит из 3-х фаз:
1. Экскурсия.
Заключается в подготовке органов речи к произнесению звука.
2. Выдержка.
Включает положение органов речи в момент произнесения звука.
3. Рекурсия.
Возврат органов речи в исходное положение [5].
Овладеть правильным звукопроизношением помогает артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса упражнений, направленных не только на укрепление мышц артикуляционного аппарата, но и на развитие силы подвижности и дифференцированности движений органов, которые участвуют в формировании речевого процесса [2].
Основная цель артикуляционной гимнастики заключается в формировании выработки полноценных движений, а также определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Следует отметить, что упражнения, входящие в артикуляционную гимнастику, подбираются с учетом индивидуальной особенности произнесения, иными словами ребенку подбирается такой комплекс упражнений, который направлен на устранения дефекта, присутствующего в его речи, рассматриваются те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика состоит из комплекса упражнений, которые способствуют тренировке подвижности и переключаемости органов речи, отработке определенных положений губ и языка, правильного произношения всех звуков, а также каждого звука определенной группы.
Все упражнения артикуляционной гимнастики делятся на два вида:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воробьева, Т. А. Артикуляционная гимнастика. - М.: Литера, 2016.
2. Куликовская Т.А. Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2015 г.
3. Куликовская Т.А. . Гимнастика для губ и язычка. Логопедический материал. – М.: ИНФРА-М, 2015 г.
4. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: АСТ, 2016 г.
5. Лазаренко О.И Артикуляционно - пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: АЙРИС – ПРЕСС, Год: 2014 г.