Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность настоящей контрольной работы состоит в том, что в российском правовом поле существует большое количество правовых актов, которые можно назвать не конституционными. К сожалению, количество таких актов только увеличивается. Сегодня раздается много голосов о том, что требуется реформировать систему толкования Конституции. Необходимо дать такие же широкие полномочия по интерпретации Конституции еще и Верховному суду РФ. Данная мера на самом деле запутает процесс еще больше. В любом случае именно Конституционный суд РФ является единственным судом в России, который имеет право требовать внесения изменений, как в Конституцию, так и в различные законодательные документы любого уровня.
2
1.Понимание и толкование конституции 1.1. Понятие и особенности понимания конституции
Неотъемлемой частью правового механизма действия и процесса реализации конституционных положений является их правильное понимание и, в некоторых случаях, их официальное толкование. Проблема герменевтики как понимания, интерпретации существует в различных областях социальных наук: философии, филологии, литературоведении, психологии, праве и т.д. Уже в средние века герменевтику считали наукой и искусством, основанным на интерпретации религиозных текстов. Впоследствии тексты исторических документов, литературных и художественных произведений и различных источников права стали темой герменевтики. В своей нынешней форме герменевтика представлена как научный метод, технически-правовой способ узнать содержание и понять смысл закона, конституции [1, с. 75]. Правовая герменевтика развилась как теория и практика для выявления воли законодателя, его идеи, выраженной в содержании закона. Реальное понимание смысла закона невозможно без его сравнения с конкретной ситуацией. Соотнося универсальность (абстракцию) закона и фактическую ситуацию, творческое соавторство интерпретаторов в понимании смысла закона становится все более важным для правовой герменевтики. По мнению А.И. Овчинников, «Понимать правовой стандарт означает быть погруженным в юридический смысл. Можно интерпретировать норму грамматически или логически правильно, но не понять ее юридический смысл». Конституционная герменевтика – это разновидность правовой герменевтики. Конституция как акт (документ) действует как текст. Факт существования письменной конституции, ее текст навязывает
3
объективную необходимость понимания, понимания текста основного закона и содержания конституции, отраженного в нем [4, с. 90]. 1.2. Понятие, методы и виды толкования конституции
Конституция формализует рациональную организацию общества и государства, создает основу для стабильного развития институтов конституционного строя и функционирования государственной власти, гарантируя достоинство человека, права личности и свободу гражданского общества, что нельзя игнорировать при толковании конституции и ее положений. Без адекватного понимания конституции, разъяснения ее уставов невозможно реализовать содержащиеся в ней принципы верховенства права, верховенства права, прав и свобод человека, демократии, федерализма и самоуправления. Речь идет о прояснении народной воли, трансформированной вволю самой конституции, ее объективного значения в контексте ее воздействия на все сферы общественной и государственной жизни [7, с. 90]. В литературе часто можно найти неоправданные упреки в «недостаточной специфичности» конституции. Характер общественных отношений, регулируемых конституцией, диктует ту или иную степень абстрактности соответствующих ей институтов. В конституциях преобладают крайне абстрактные институты. В этом их особенность, сила и смысл: чем выше степень их абстракции, тем лучше охват регулируемых отношений и тем глубже понимание сути явлений и процессов, которые они визуализируют. 2. Толкование конституции конституционным судом 2.1. Теоретические аспекты толкования конституции
Полномочия по официальному толкованию Конституции Российской Федерации имеет Конституционный Суд Российской Федерации. Согласно части 5 ст. 125 Конституции, Конституционный Суд Российской
4
Федерации, по требованию Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, дает толкование Конституции. Российской Федерации, которая является официальной и окончательной. Конституционный Суд Российской Федерации не может толковать Конституцию Российской Федерации по собственной инициативе, но только при наличии запроса от уполномоченных органов, указанных выше [2, с. 105]. Причиной рассмотрения дела о толковании Конституции Российской Федерации является выявленная неопределенность, неоднозначность в понимании ее положений в процессе создания закона и при реализации закона, в связи с конкретными фактическими и правовыми ситуациями. Конституционный Суд Российской Федерации не является юридическим советом или научно-исследовательским институтом. Поэтому, когда рассматриваются запросы о толковании Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации каждый раз решает проблему приемлемости этого запроса, соблюдая принцип самоконтроля и правового удобства. Толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации преодолевает неопределенность в понимании ее положений, касающихся конкретной жизненной и правовой ситуации, и, следовательно, разъясняет истинное значение конституционных положений, которые доводятся до сведения всех. Эта деятельность выражена в окончательном решении Конституционного Суда Российской Федерации и называется постановлением. При толковании конституции используются различные способы уточнения и объяснения ее положений: логико-филологический, историкополитический, телеологический, системный.
5
Понимание значения и содержания конституционных положений основано на буквальном тексте конституции с использованием правил формальной логики (логико-филологических методов толкования). Важнейшим условием толкования конституции является рассмотрение системного характера ее положений. В связи с этим существует необходимость в систематическом толковании, выявлении системно важных связей конституционных институтов, поскольку все они взаимозависимы и составляют органическое единство. Другими словами, содержание уточненного положения не должно противоречить содержанию других конституционных положений или конституции в целом, ее фундаментальных основ. Следовательно, согласно части 2 ст. 16 Конституции РФ, никакие другие положения не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Толкование всех последующих положений Конституции Российской Федерации не может противоречить положениям ее гл. 1 и, следовательно, должны осуществляться в соответствии с ними, в сочетании и во взаимодействии всех конституционных положений [4, с. 92]. При толковании Конституции Российской Федерации важно учитывать конституционные акты субъектов Российской Федерации - конституции и документы, обеспечивающие единое правовое пространство при условии соблюдения Конституции Российской Федерации. 2.2. Практические аспекты толкования конституции конституционным судом
Будучи «официальным опекуном» и толкователем российской Конституции, Конституционный Суд Российской Федерации играет важную роль в обеспечении его верховенства и прямых действий на всей территории Российской Федерации и, следовательно, в процессе
6
формирования подлинно государственного государства. демократично и законно в России. Часть 5 ст. 125 Конституции Российской Федерации гласит: «Конституционный Суд Российской Федерации по требованию Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, обеспечивает толкование Конституции Российской Федерации» [4, с. 93]. Толкование Конституции Российской Федерации, представленное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Какова интерпретация, действующее федеральное законодательство не определяет. Очевидно, что толкование - это вид правовой деятельности Конституционного Суда, направленный на реализацию Конституции, повышение ее авторитета, защиту его норм, предотвращение конституционных преступлений (преступлений). В то же время предпринимались попытки сформулировать юридическое определение толкования на уровне субъекта федерации. Статья 1 Московского закона «О толковании законодательных актов города Москвы» от 10.10.2000 г. 34 определил толкование как «юридическое объяснение реального значения правовой нормы интерпретируемого законодательного акта с целью предотвращения неправильного применения нормы законодательного акта или разрешения споров» законодательным актом «, но этот закон утратил его юридическая сила. Цель толкования Конституции была сформулирована самим Конституционным судом в его решении №. 134-О от 5 ноября 1998 г. «По делу толкования статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела два»
7
Заключительные и переходные положения «Конституции Российской Федерации» в целях устранения неопределенности в понимании положений конституционные, для обеспечения их надлежащего соблюдения, обеспечения исполнения и правоприменения [7, с. 91-92]. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не различает толкование Конституции, данное Конституционным Судом. Условно его можно разделить на два типа: нормативный и причинный. Нормативное толкование дается в порядке производства по толкованию некоторых положений Конституции. Чаще всего, когда Конституционный Суд выносит решение по другим делам, отнесенным к его компетенции статьей 125 Конституции Российской Федерации, применяется случайное толкование [5, с. 130]. Несомненно, толкование Конституции служит альтернативой жесткой процедуре внесения изменений, предотвращает недопонимание конституционных положений, гарантирует их прямое действие на всей территории России. Однако существует ли конкретный пересмотр некоторых положений Основного закона Российской Федерации? В конце концов, важно помнить, что любое толкование Конституции вытекает из ее положений. Конституционный Суд не «поддерживает» текст Конституции, принятой многонациональным народом Российской Федерации, но ограничивается разъяснением его истинного значения и содержания. Выводы Проблема герменевтики как понимания, интерпретации существует в различных областях социальных наук: философии, филологии, литературоведении, психологии, праве и т.д. В своей нынешней форме герменевтика представлена как научный метод, технически-правовой способ узнать содержание и понять смысл закона, конституции. Толкование положений конституции позволяет интегрировать конституцию в социально-правовую практику, раскрыть ее
8
демократический, морально-правовой потенциал. В национальной юриспруденции общепризнанно, что толкование не ограничивается познанием, разъясняемым интерпретатором смысла содержания конституционного института, главное в толковании – прояснение смысла содержания известных ему конституционных предписаний.
Показать больше