Фрагмент для ознакомления
2
Введение Как показывает практика развитых государств, малое и среднее предпринимательство (МСП) имеет большое значение для экономики страны, его развитие воздействует на экономический рост, на ускорение НТП, одним словом, участвует в решении многих актуальных социально-экономических и прочих проблем. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы выжить в данных условиях и получать прибыль от основной деятельности. Правительство РФ сделало объявление о том, что намерено разными способами поддерживать малое предпринимательство при помощи новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Для экономики в целом деятельность малых и средних предприятий оказывается важнейшим фактором увеличения ее гибкости.
3
По уровню развития малого и среднего предпринимательства экономисты судят о способности государства. 1. Понятие малого и среднего предпринимательства
С момента зарождения в мировой экономике примитивных задатков рыночных отношений, люди начали создавать специфические методы торговли и получения прибыли. Исторически сложилось, что предпринимательская деятельность является наиболее денежной отраслью человеческой жизнедеятельности на сегодняшний день. Она имеет не только массу преимуществ, но и специфический механизм регулирования со сторон государства. Таким образом, практически каждый человек желает обогатиться за счет организации своего бизнеса. Однако, существенное развитие экономики в целом, повлияло на эволюцию предпринимательства. Вследствие этого сегодня можно выделить несколько основных видов бизнеса, которые, в свою очередь, являются наиболее популярными среди граждан Российской Федерации. В статье автор попытается рассмотреть понятие малого и среднего бизнеса, так как особенности данных категорий все больше изучаются в последнее время экономистами и финансистами. Прежде чем задаваться вопросом, что такое малый и средний бизнес, необходимо разобраться в сути предпринимательской деятельности вообще. Понятие бизнеса или же предпринимательской деятельности гласит, что это, специфическая деятельность человека, группы лиц, которая направлена непосредственно на получение прибыли от предоставления услуг или же реализации товара . Чтобы добиться осуществления всех поставленных задач используются материальные и нематериальные блага, труд и иные активы самого предпринимателя или же привлеченные со стороны. Предпринимательская деятельность – это практически всегда риск, потому что
4
не существует гарантий надлежащего уровня продажи товара или же реализации услуг. Бизнес малый и средний – это виды предпринимательской деятельности. Нужно отметить, что классификация, производится на основе нескольких фактов, например, суммы прибыли, количества задействованного персонала и т.п. Также большую роль играет величина предприятия. Потому что в процессе работы нужно понимать финансовые возможности своего дела. К примеру, предприниматель приобретет деревообрабатывающее оборудование для малого бизнеса, не учитывая свое финансовое положение и «настроение» рынка. В этом случае деньги могут попросту пропасть, потому что в конечном итоге затраченные силы не окупятся . Всего существует три основных формы предпринимательской деятельности: малая, средняя и крупная. Последний не будет затронут, так как он не является предметом данного реферата. Что касается малого и среднего предпринимательства, то тут существует множество интересных особенностей. Начнем с малого предпринимательства. Согласно выработанной теории, малое предпринимательство представляет собой деятельность мелкой компании, которая не входит ни в какие крупные объединения. Это своего рода локальное дело определенного человека, который всегда мечтал открыть, к примеру, небольшое кафе. В качестве основных отличительных аспектов выступают некоторые ограничения малого предпринимательства, а именно: - в малых фирмах не может работать более 100 чел. персонала; - выручка, как правило, варьируется в приделах 800 миллионов рублей. Кредитование малого предпринимательства производится очень редко, потому что банки имеют свои причины «не любить» мелкие организации.
2. Система нормативно-правового регулирования малого и среднего предпринимательства
5
Система правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства состоит из правовых актов различной юридической силы и уровня принятия. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства представляет собой иерархичную систему актов, состоящую из семи элементов : – международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права; – Конституция РФ 1993 г.; – кодексы и иные федеральные законы: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.; – нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ; – нормативные правовые акты субъектов РФ; – корпоративные нормативные акты; – обычаи делового оборота. Легальное определение субъекта малого и среднего предпринимательства закреплено в ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному акту субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микро- предприятиям, и средним предприятиям. К числу нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы развития предпринимательства, относятся также подзаконные акты. Одним из таких актов является Указ Президента РФ. Так, в 2015 году главной новостью в сфере предпринимательства стало опубликование Указа Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» . Согласно данному указу, было принято предложение
6
Правительства РФ о создании Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего бизнеса путем переименования Агентства кредитных гарантий. Основной целью создания Корпорации является оказание помощи малому и среднему предпринимательству, привлечение инвестиций для динамичного развития предпринимательства, усовершенствование методов поддержки предпринимателей и т. д. 3. Направления совершенствования нормативно-правовой базы развития МСП
Если рассматривать основной нормативно-правовой акт регулирования развития МСП - закон от 24 июля 2007 г. № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (сокращенно – закон №209), то, прежде всего, можно отметить, что в качестве существенного правового пробела выступает закрепленная в указанном Законе универсального характера схема структурирования субъектов МСП: то есть единообразным образом по всем видам экономической деятельности. Это явным образом не соответствует действительности развития сектора МСП в условиях современных рыночных отношений. К примеру, в промышленной отрасли предприятие с количеством занятых 80 чел. является это действительно малым предприятием, в транспортной сфере - это уже приличное предприятие, в торговле является уже крупным торговым центром, а в сфере IT технологий такого рода предприятие согласно численности занятых – это практически гигант данной отрасли. Получивший в 2007 г. законодательное закрепление институт «средних предприятий» так и не стал с экономических позиций достаточно важным сектором отечественного предпринимательства и четким образом обозначенным объектом мер государственной поддержки целевого характера, хотя как раз средние предприятия являются сосредоточенными в самых значимых отраслях отечественной экономики (в строительстве, промышленности).
7
Также можно указать и на необходимость проведения межрегиональной дифференциации представленных критериев. К примеру, малое и среднее предприятия в Москве и в Удмуртии имеют достаточно заметную разницу. Данного рода проблема может быть устранена посредством представления более гибкой структуризации субъектов МСП согласно видам их экономической деятельности (это применяют в большинстве государств мира). Заключение
Представленная в работе информация по совершенствованию нормативноправовой базы развития малого и среднего предпринимательства (МСП) позволяет сделать выводы. Границы мелкого и среднего предпринимательства на сегодняшний день четко не определены. Это весьма относительные понятия. Тем не менее, все организации и компании, не подпадающие по вышеперечисленные критерии (оборота, выручки и численности работников) мелкого предпринимательства считаются средним.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32. 2. О развитии малого и среднего предпринимательства: Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // «Российская газета». № 164. 31.07.2007. 3. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 №1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 год» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/.
8
4. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180670/. 5. Бугай Е.Н. роль субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России // Наука и общество. – 2017. - №1. – С.38-41. 6. Бухвальд Е.М., Валеньтик О.Н. Стратегическое планирование и законодательство о развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2017. - №1. – С.16-28. 7. Гусейнов Р.Р., Пуртиев М.Н., Федотова Г.В. Направления развития малого и среднего предпринимательства в России // Управление. Бизнес. Власть. – 2017. - №5. – С.9-16. 8. Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б. Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России // Российское предпринимательство. – 2017. – Т. 18. - №3. – С.203-214. 9. Кондратова Е.К. Законодательная база и инструменты государственной поддержки малого предпринимательства в российской Федерации // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Брянск: ФГБОУ ВО «БГИТУ», 2017. – С.88-93. 10. Сюпова М.С., Халикова С.С. Особенности современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Ученые заметки ТОГУ. – 2017. – Т. 8. - №1. – С.382-386. 11. Хачак З.А. Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. - №5. – С.117-119.