Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня в современных российских реалиях очевидной является ключевая проблема государственного строительства и построения гражданского общества - это проблема взаимодействия власти и общества.
Следует учитывать и тот факт, что отношения власти и гражданского общества сложны, и очень часто гражданский сектор нужен власти как инструмент легитимации самой власти, а также как элемент управления социумом. Однако отношение гражданского общества к государству несколько иное, это скорей прямая заинтересованность в институционализации горизонтальных и вертикальных связей. Лишь
3
паритетно развивая систему «власть - гражданское общество» государство может повысить эффективность осуществления властных функций, но, одновременно с этим, способствовать реализации потенциала свободной личности, ее потребностей в социальном действии. От этого само государство только выиграет.
1.Понятие гражданского общества
Понятие «гражданское общество» обладает, по меньшей мере, двумя параметрами - теоретическим и нормативным. В первом случае имеется в виду научное понятие, которое обозначает своеобразный симбиоз общественных коммуникаций и связей, социальных институтов и ценностей, где индивид и общественные организации, ассоциации, объединения, движения и гражданские институты становятся основными субъектами взаимодействия. Во втором случае само понятие гражданского общества оказывается в статусе некой нормативной концепции, на которой отчасти основана реализация различных форм гражданской активности социальных субъектов.
Гражданское общество является многообразной совокупностью взаимных отношений индивидов, которые действуют в условиях свободного рыночного общества и правового государства. Для гражданского общества характерны горизонтальные связи и схемы организации, поскольку отношения между субъектами основываются не на иерархическом подчинении, а на свободной конкуренции или же, напротив, солидарности, что позволяет гражданам и гражданским объединениям взаимодействовать между собой, не прибегая к авторитарным методам.
Стержнем гражданского общества является свободная и независимая личность, способная принимать участие в решении актуальных
4
общественных проблем. При этом задача государства - создавать условия для реализации потребностей как общества в целом, так и личности в частности .
Социальными компонентами гражданского общества являются, в первую очередь, семья как социальный институт, в котором формируются первичные отношения между индивидами; общественные организации, гражданские инициативы, социальные движения, выражающие интересы отдельных групп населения; политические партии и организации; органы общественного самоуправления, создаваемые населением по территориальному и производственному признаку. Последние интересуют нас в большей степени, поскольку являются той базой, на основе которой формируется сам институт муниципального управления, представляющий собой своеобразного «посредника» между гражданским обществом и государством.
Развитие современных представлений о гражданском обществе в отечественной юридической науке представляет большой, как теоретический, так и практический интерес. Это объясняется еще тем, что в нашей стране понимание гражданского общества долгое время основывалось на гегелевскую философию права. В настоящее время в отечественной теоретической правовой науке идет процесс переосмысления такого подхода к пониманию гражданского общества. В частности, появились несколько работ, трактующих понятие гражданского общества в соответствии с учением Дж. Локка. Отсюда и статья посвящена осмыслению этих новых направлений в области понимания гражданского общества. Ключевые слова: гражданское общество, наука о государстве и праве, развитие представлений о гражданском обществе, определение и понимание гражданского общества, исторический аспект, современное состояние
5
В современном мире развитие любой научной идеи - это результат осмысления существования какого-либо явления, а также высказанных по данному поводу концепций ученых более раннего периода. На фоне развития ранее высказанных идей и концепций, их дальнейшей разработки, и подтверждения либо опровержения фактами из реальной действительности возникает новая для науки мысль. К тому же само по себе развитие невозможно без исторических фактов и накопленного опыта. Отрицание исторической действительности не позволит произвести верную оценку современности. Ведь только при помощи анализа истории развития и современного состояния какого-либо явления можно говорить о дальнейшем пути его развития.
2.Состояние гражданского общества в России в настоящее время
Исследование состояния гражданского обществ сопряжено с существенными дискуссионными моментами, связанными с вопросами общей теории демократии и функционирования гражданского общества. Трудности начинаются уже изначально с вопроса о том, что следует понимать под гражданским обществом. В литературе имеется два основных подхода к трактовке этого понятия. В первом значении социологи говорят о «гражданском обществе», как универсальной категории, имея в виду всю совокупность социальных групп, общностей, институтов, акторов, которые не относятся к государству и его учреждениям. Эта трактовка носит универсальный диахронный (точнее, она применима с времени появления государства) и синхроннный характер (применима ко всем регионам и цивилизациям). Вторая позиция заключается в том, что гражданское общество - это такая разновидность общества, которая формируется не просто из его наличных членов, но из активных граждан, в отличие от инертного в политическом смысле населения или поданных. Ясно, что в этом случае
6
речь идет не об обществе независимо от времени и места, а об его особой форме, сопряженной с современной демократией. Хотя она распространилась на иные континенты, но возникла на социокультурной европейской почве в Новое время. Исторической предтечей его можно в определенной мере считать античную демократию. Эта трактовка гражданского общества нам представляется более адекватной и продуктивной для анализа, почему в дальнейшем мы опираемся именно на нее.
О гражданском обществе в современной России можно утверждать следующее:
1. Обеспечение базиса ограничения государственной власти - его первейшая и самая значительная функция, которая обладает двумя измерениями: мониторинг и ограничение осуществления власти государством - в демократическом государстве, и демократизация власти - в авторитарном государстве.
Негосударственные структуры и институты не могут легально сформировать этот базис ограничения власти, ни в аспекте мониторинга и ограничения осуществления власти государством, ни в аспекте демократизации власти. Тем более не формируются нормативноправовые и конкретные контрольно-ограничительные механизмы ограничения государственной власти. Первейшая и самая значительная функция не реализуется.
2. Высокая активность общественных ассоциаций пополняет деятельность политических партий в таких вопросах, как стимулирование политического участия, повышение политической эффективности и квалификации граждан, признание демократических гражданских обязанностей и прав.
7
Эта функция не исполняется не только общественными ассоциациями, но и самими политическими партиями, и даже самой т.н. «правящей партией». Поскольку партийная система существует только номинально (а это предопределено самим антидемократичным ФЗ о политических партиях), и она не выполняет свое прямое предназначение по борьбе за власть, то и дополнительная активность общественных ассоциаций не имеет выхода. Кроме того, «стимулирование политического участия, повышение политической эффективности и квалификации граждан, признание демократических гражданских обязанностей и прав» квалифицируется как политическая деятельность, а в соответствии с действующим законодательством общественным организациям прямо запрещено заниматься политической деятельностью (иное дело, насколько это соответствует Конституции и правовым принципам демократического государства).
3. Гражданское общество может стать местом утверждения таких демократических ценностей и практик, как толерантность, согласие, желание находить компромиссы, уважение к иному мнению. Именно это составляет третью функцию гражданского общества. Эти ценности и нормы особенно стабильными становятся тогда, когда они являются результатом опыта, и организованное участие в гражданском обществе в значительной мере способствует этому.
Потенциально общественные ассоциации могут выступать и отчасти выполняют эту функцию. Однако в последние годы именно демократические ценности и практики, а в частности толерантность, желание находить компромиссы, уважение к иному мнению, уважение прав и свобод человека подверглись дискредитации со стороны монополизированных властью СМИ. Пропаганда навязывает обществу агрессивность, поиск врагов, шпиономанию, уничижительное отношение к правам и свободам человека. Сами термины «демократия»
8
и «свобода» превращены стараниями власти в ругательные, а в массовое сознание внедряется представление о носителях демократических и либеральных ценностей как о «пятой колонне». На этом фоне говорить о полноценном выполнении общественными ассоциациями данной функции затруднительно.
3.Роль местного самоуправления во взаимодействии между гражданским обществом и его институтами
В системе публичного администрирования выделяется институт муниципального управления. Его функционирование ограничено рамками муниципального образования: городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа. Территориальный характер организации местного самоуправления определяет особенности публичных связей, регулируемых институтом муниципального управления.
Являясь, с одной стороны институтом гражданского общества, а с другой - институтом публичного администрирования, данный институт представляет собой социально организованный механизм претворения полномочий местного самоуправления в процессе осуществления муниципального управления. Такая институциональная двойственность позволяет обеспечивать потребности местного сообщества в эффективном управлении общими делами и служить каналом «обратной связи» между государством и гражданским обществом .
Заключение
9
Гражданское общество в современном его понимании - это, в первую очередь, общество правовое и демократическое, в котором основной идеей является признание и обеспечение прав и законных интересов всех его членов, гарантия их прав и интересов со стороны государства и высокое правовое сознание граждан такого государства. В таком обществе право и закон едины, так же как неразрывно связаны понятия справедливости и власти, свободы и личности. Гражданское общество с помощью государства устанавливает разумный и справедливый закон, в основании которого положены правовые идеи, принципы равенства и справедливости. В своем развитии гражданское общество стремится к построению правового государства, в котором действуют истинно правовые законы, являющиеся результатом развития правовых идей и правовой культуры.
Показать больше