Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История литературы богата авторами, отношение к которым в литературоведении отличается некоей неоднозначностью. С одной стороны, всеми признаётся высокий уровень его талантливости и его творческой индивидуальности, а с другой – творения этого писателя исследуются выборочно, в результате чего его творчество не вписывается в историко-литературный контекст. К таким творцам относится Пётр Павлович Ершов (1815–1869) – один из значительных поэтов XIX века.
Сказка «Конёк–Горбунок» была литературным дебютом начинающего автора, малоизвестного петербургского студента. В 1834 году сказка была опубликована в «Библиотеке для чтения» с разрешения царской цензуры и ее коррективами. С этого момента сказка как особая литературная форма или её отдельные компоненты неоднократно отражались в других произведениях писателя.
Актуальность обращения к сказке П. П. Ершова «Конёк–Горбунок» обусловлена тем, что в этом произведении автор ставит проблемы, волнующие российского читателя и сегодня.
Цель реферата – провести идейно-художественный анализ сказки П. П. Ершова «Конёк–Горбунок» как одного из классических произведений детской литературы.
Основными методами исследования стали общенаучные методы анализа и синтеза, частно-научные методы: историко-литературный, элементы биографического и жанрового анализа.
При написании работы привлекались труды таких авторов, как М. Ф. Калинина, С. А. Комаров, Г. В. Сильченко, В. Г. Утков.
Структура реферата включает введение, пять параграфов, заключение и список литературы.
1. Литературная сказка в России в 1-ой половине XIX в. История создания сказки «Конёк–Горбунок»
Литературная (авторская) сказка представляет собой повествовательный жанр с фантастическим или волшебным сюжетом, совершающимся в реальном или волшебном мире, в котором действуют как реальные, так и вымышленные герои.
Характерные особенности литературной сказки:
1) отражение мировоззрения своей эпохи;
2) заимствование у фольклорной сказки героев, образов, сюжетов, специфики языка и поэтики;
3) сочетание вымысла и реальности;
4) гротескный мир;
5) присутствие игрового начала;
6) стремление к психологизации персонажей;
7) яркая представленность позиции автора, социальная оценка сюжета .
Несомненно, русская литературная сказка во многом обязана своим происхождением фольклорной (социально-бытовой) сказке, восприняв от неё такие черты, как: наличие двух сюжетных линий («линия героя – представителя социальных низов и линия его противника»); наделение действующих лиц определёнными чертами; стремление через имена героев добиться комического эффекта; за внешним неправдоподобием скрыт взгляд автора на социальные явления и отношения; характерный план построения сюжета сказок, где обычно посрамлён сильнейший, а также быстрота развития действия, которой соответствуют изобразительные средства, используемые с максимальной экономией, и речь героев в форме диалогов.
Перечисленные особенности дают возможность выразить острую социальную направленность, высмеять «победителей в жизни», отобразить мечту народа о восстановлении справедливости. Главным же отличием литературной сказки от фольклорной является высокая степень проявления авторско-индивидуального начала.
Литературная сказка ориентирована не только на жанры народной сказки, но и на ассимиляцию элементов предшествующей культурной традиции.
Первая половина XIX в. в русской литературе отличается особым вниманием писателей и поэтов к фольклору. Литературные сказки пишутся на основе фольклорных сюжетов, собираются народные песни. Такой обострённый интерес к народному творчеству был основан на том, что этот период ознаменовался острой борьбой за народность в литературе.
Для русской литературной сказки в 1-ой половине XIX века наступил период эволюции жанра. В это время были написаны лучшие образцы авторских сказочных произведений – сказки А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, В. И. Даля, В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, П. П. Ершова.
Ершов написал первую часть своей сказки как курсовую работу во время учёбы на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского императорского университета . Одним из его преподавателей был профессор русской словесности Петр Александрович Плетнёв – поэт и критик, друг Пушкина, его ближайший соратник в издательских делах. Он предложил студентам тему новой курсовой работы – народное творчество.
Прочитав работу студента Ершова, Плетнёв пришёл в полный восторг и счёл нужным прямо на лекции зачитать студентам, сидящим в аудитории, курсовую работу Ершова – первую часть гениальной стихотворной сказки «Конёк-Горбунок». И сразу же – громогласный успех.
В 1834 г. сказка была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» издателем О. И. Сенковским. В том же году сказка, состоящая из трёх частей, была напечатана и отдельным изданием. На тот момент её автору было всего 19 лет.
2. Традиции русского фольклора в сказке. Связь со сказками А. С. Пушкина
В сказке Ершова «Конёк-Горбунок» отразились традиции русского фольклора. Отдельные сюжетные линии можно проследить в русских народных сказках «Жар-птица и Василиса-царевна», «Сивка-бурка», «Волшебный конь». Очень похожий сюжет содержится в итальянской народной сказке «Приятные ночи» .
Народный комизм полностью воплощается в главном герое сказки – Иване-дураке, образ которого перекликается с образом сказочного Емели. Под стать Ивану и его помощник – Конёк–Горбунок, образ которого оригинален и аналогов в фольклоре, да и в литературе до Ершова не имел. Все кони, помогающие героям фольклорных произведений, были, как на подбор, красавцами, а внешний вид Конька–Горбунка представляет некую помесь коня, осла и верблюда: «…Ростом только в три вершка,/На спине с двумя горбами/Да с аршинными ушами…» .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Григоровская, А. В. Фольклорные мотивы сказки П. П. Ершова «Конёк–Горбунок» / А. В. Григоровская, О. С. Базарная, К. С. Пиксайкина // Вестник гос. аграр. ун-та Северного Зауралья. – 2015. – № 1 (28). – С. 91–93.
2. Добровольская, В. Е. «Литературные предпочтения» русских сказочников: «авторская» сказка в фольклорном репертуаре / В. Е. Добровольская // Культура и текст. – 2018. – № 1. – С. 201–203.
3. Еренчинова, Е. Б. Отражение национальной идеи русского народа в сказке П. П. Ершова «Конёк–Горбунок» / Е. Б. Еренчинова // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 9. № 4. – С. 79–82.
4. Ершов, П. П. Конёк–Горбунок / П. П. Ершов. – М., 2015. – 190 с.
5. Калинина, М. Ф. Жизнь и творчество Петра Павловича Ершова: семинарий / М. Ф. Калинина. – Ишим: ИГПИ им. П. П. Ершова, 2006. – 240 с.
6. Комаров, С. А. Концепция становления человеческого духа в сказке П. П. Ершова «Конёк–Горбунок» / С. А. Комаров // Вестник Тюменского государственного университета. – 2006. – № 1. – С. 21–26.
7. Комаров, С. А. Первая цензурная редакция «русской сказки» П. П. Ершова «Конёк–Горбунок»: источники как фактор замысла / С. А. Комаров // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2013. – № 1. – С. 159–167.
8. Перцов, Н. В. Сказка «Конёк–Горбунок» П. П. Ершова в историко-литературном, лингвистическом и текстологическом освещении / Н. В. Перцов // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 2015. – Т. 74. № 4. – С. 5–16.
9. Сильченко, Г. В. Поэтика комического в сказке П. П. Ершова «Конёк–Горбунок» / Г. В. Сильченко // Вестник Ишимского гос. пед. института им. П. П. Ершова. – 2013. – № 1 (7). – С. 18–24.
10. Утков, В. Г. Гражданин Тобольска. О жизни и творчестве Ершова / В. Г. Утков. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1979. – 144 с.