Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается многими отечественными авторами, такими как Н.Л. Белопольская, Л.Н. Блинова, Н.Ю. Борякова, Н.А. Деревянкина, Т.И.Дубровина, Г.А. Мишина, О.С. Орлова, Е.А. Стребелева, С.Г. Шевченко. Несмотря на большую значимость указанной темы в литературных источниках недостаточно уделяется внимания поиску оптимальных условий, которые поспособствовали бы эффективному осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В литературе представлено достаточное количество материала по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья. Однако, необходимо отметить, что вопросы в основном касаются сопровождения процессов обучения, развития и воспитания. При изучении литературы возникает проблема отсутствия материала по сопровождению и именно адаптации детей с ОВЗ в детской образовательной организации. Авторы говорят об актуальности сопровождения ребенка с момента первого его появления в учреждении образования, но содержание такой работы конкретно и обоснованно не прописано частично, отсутствуют какие-либо программы психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка с ОВЗ. А ведь именно успешная адаптация ребенка задает тон всему образовательному процессу. В связи с этим нас интересует комплекс психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Противоречие между необходимостью организации психологического сопровождения адаптации и отсутствием комплексов такого сопровождения определило необходимость исследования этой проблемы.
Цель работы проанализировать проблемы психологической адаптации детей с ограниченными возможностями.
Проблемы психологической адаптации детей с ограниченными возможностями
Вопрос сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует гибкого и деликатного подхода. Дети с ОВЗ способны реализовать свой потенциал тогда, когда выполняется условие адекватно и вовремя начатого комплексного психолого-педагогического сопровождения, воспитания и обучения детей, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения развития детей .
С момента как появляются в детском саду дети, имеющие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии о статусе «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», это моментально нацеливает образовательную организацию на предоставление для такого ребенка сопровождения и особых образовательных условий. Психолого-педагогическое сопровождение детей подразумевает целостную систему, во время работы которой, создаются педагогические и социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в деятельности детской организации. А также, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья понимается как комплексная технология психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, а также его родителям в решении вопросов, связанных с развитием, воспитанием, обучением, социализацией от специалистов различного профиля, которые действуют согласованно. А специальные педагогические условия – это не одни лишь пандусы, поручни и любые другие архитектурно-планировочные объекты. Это, во-первых, обучение педагогов, повышение их квалификации, подготовка к деятельности с такими детьми. Это внесение изменений в педагогическую работу, то есть возникновение конкретного раздела в основной программе образования, который ФГОС определяет, как «коррекционная работа / инклюзивное образование». Таким образом, у образовательной организации появляется довольно много серьезных задач и вопросов, которые необходимо решать.
Для решения этих проблем ребенка, имеющего ОВЗ, необходимы заинтересованность и достаточно высокая мотивация всех участвующих лиц в образовательном процессе, то есть самого ребенка, его родителей, медицинских работников и педагогов .
В образовательном учреждении должна быть создана специальная развивающая среда, а в воспитательный процесс включены современные инновационные обучающие технологии, которые направлены на развитие у ребенка интеллектуально-творческой и познавательной деятельности .
Как правило, работа воспитателя включает в себя основные принципы:
создание образовательной развивающей среды;
педагог должен овладеть основными компетенциями в проведении мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья воспитанников и их развития физически; планирование образовательной деятельности по выполнению основной общеобразовательной программы; действовать во взаимодействии с педагогами и родителями детей; методическими данными воспитательно-образовательного процесса, умениями пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и использовать их в воспитательно-педагогическом процессе;
постоянность профессионального роста педагога;
создание взаимодействия педагога с детьми, которое основывается на личностном подходе, мотивационном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, доброжелательном отношении к ребенку;
понимание того, что игровая деятельность – это ведущая в данном возрасте деятельность;
единство развивающих, обучающих и воспитательных задач и целей;
разработка системы внедрения примерных основных программам начального общего образования .
В процессе общения и работы с ребенком, имеющим различные отклонения в развитии, появляется немало проблем, связанных с воздействием на развивающуюся личность большого количества внутренних и внешних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Горшкова В.В. Социальная психология и социальная работа // Академия профессионального образования. 2015. № 7 (49). С. 28-36.
2. Запесоцкий А.С. Социальная психология и социальная работа // В сборнике: Современные проблемы социальной психологии и социальной работы Материалы X Межвузовской научно-практической конференции. 2015. С. 17-19.
3. Иванова Е. В. Возможности и особенности среды дошкольных организаций в соответствии с реализацией ФГОС дошкольного образования // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 5. – С. 47–50.
4. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: проект / Н. Н. Малофеев. – М: Просвещение, 2013. – 42 с.
5. Костенко Н.Б., Костенко М.А. Психология в социальной работе // учебное пособие / Барнаул, 2013. - 277 с.
6. Кулик А.А. Психология социальной работы // Петропавловск-Камчатский, 2013. – 416 с.
7. Марчук Н.Ю. Основы психологии в социальной работе // учебно-методическое пособие / Екатеринбург, 2015. – 281 с.
8. Малеванов Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. пед. наук. – М., 2013. – 265 c.
9. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра: учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций / сост. Л. М. Беткер. – Ханты-Мансийск.: РИО ИРО, 2013. – 82 с.