Фрагмент для ознакомления
2
1. Учение о геосистемах Учение о географических системах (геосистемах) является одним из главных фундаментальных достижений географической науки. Это учение имеет глубокий теоретический смысл в качестве ключевого базиса для целенаправленного накопления и систематизации фактического материала с целью получения нового знания. Велика и его практическая значимость, так как именно системный подход к рассмотрению инфраструктуры географических объектов лежит в основе географического районирования территорий, без которого невозможно выявлять и решать ни локально, а тем более глобально, какие-либо проблемы, касающиеся взаимодействия человека, общества и природы. Географами уже давно было замечено, что природные компоненты, составляющие естественную среду жизни человека, находятся в зависимости один от другого и в своем размещении по земной поверхности образуют взаимосвязанные территориальные сочетания. В географической литературе эти сочетания описывались под разными названиями: типы, или роды, местностей, ландшафты, природные территориальные комплексы, географические комплексы, геокомплексы, геосистемы. В реальности подобных территориальных комплексов, или систем, легко убедиться, пересекая любую территорию по какому-либо направлению, т.е. по линии профиля. Так, перемещаясь с севера на юг, можно проследить, как вслед за изменениями климата происходит постепенная, но вполне согласованная, закономерная зональная смена условий общей
3
обводненности территории, характерных форм рельефа, почв растительности и животного мир [12]. Географические компоненты взаимосвязаны не только в пространстве, но и во времени: их развитие происходит сопряженно. Так, колебания климата вызывают изменения органического мира, уровня озер, водности рек, характера почв и даже рельефа. Поднятия и опускания земной коры влекут за собой перемены в климате, водном режиме, что, в свою очередь, неизбежно вызовет перестройку биоценозов, почв и географических комплексов в целом. Правда, перемены скажутся не сразу, поскольку каждому компоненту присуща большая или меньшая инерционность, и нужно время, чтобы они снова пришли в соответствие между собой. Таким образом, географический комплекс (или геосистема) представляет собой определенную целостность не только в пространстве, но и во времени, и его можно определить как пространственно-временную систему географических компонентов, взаимообусловленных в своем размещении и развивающихся как единое целое. 2. Одновременное течение процессов гомогенезации и гетерогенезации, дифференциации и интеграции Какого типа перестройки экосистем прослеживаются на локальном уровне? Во-первых, заметны отчетливые изменения их исходной пространственной структуры. Это проявляется в первую очередь в ее гомогенизации и гетерогенизации [6]. Первая отражает обычное уменьшение в результате воздействия человека различий между выделами внутри локальной экосистемы. Например, в результате сплошной распашки смазываются или почти исчезают границы между биогеоценозами. Гетерогенизация связана в основном с появлением новых границ, пересекающих экосистемы, а также с расчленением (фрагментацией) и инсуляризацией последних. В итоге нередко создаются новые формы, совершенно необычные. Во-вторых, для биотических блоков экосистем характерно изменение биологического оборота, в том числе его территориальное разобщение, и изменение всей структуры биоты (состава и соотношения разных таксономических группы, жизненных форм и т. п.) [9]. В большинстве случаев антропогенные изменения характера биотических и абиотических блоков в нарушенных экосистемах приводят к утере способности реализации адаптивных связей и, в конце концов, к потере свойства самовозобновления. Часто утрачивается та сбалансированность компонентов, которая обусловливает саморегуляцию природных геосистем.
4
Возможно выделение трех основных форм воздействия: изменение пространственновременных связей между блоками геосистем и их элементами; изъятие блока или его части; внесение дополнительных элементов или даже блоков. Все эти изменения могут реализовываться на разном уровне, начиная от популяций редких видов и кончая тотальным изъятием фито-, зоо- и педомасс. При обсуждении динамики геосистем, в том числе почв и почвенного покрова, критерием устойчивого структурного состояния, по-видимому, является минимум изменения стохастической энтропии, независимо от знака этого изменения. В известной монографии Фридланд (1972) писал, что несмотря на наличие структуры, в почвенном покрове постоянно идут процессы гомогенизации и гетерогенизации. Энтропийные информационные характеристики могут служить показателями состояния почвенного покрова в ходе динамики этих процессов. С позиций фундаментальной науки об открытых сложных системах, каковыми являются почвы, свойства и процессы априорно проявляются стохастически, что свойственно таким системам. Это означает, что невозможно точно предсказать значение почвенного свойства и его изменение в каждой определенной точке. Поэтому получаемые оценки свойств, их зависимостей и динамики не могут быть изоморфными и по сути являются гомоморфным отражением.
3. Типоморфные химические элементы Термин «типоморфный минерал» введен Ф. Бекке в 1903 г. В современном понимании понятие о типоморфизме минералов было введено в 1931 году А.Е. Ферсманом. Он выделил около 70 типоморфных минералов. Позднее он показал возможность его применения для поисков полезных ископаемых. Типоморфизм минералов – это свойство минералов фиксировать условия, способ, время образования и поэтому своим присутствием или чаще своими типоморфными особенностями указывать на генезис. Наибольший объем генетической информации содержится в «сквозных» минералах, так как их образование происходит в широком диапазоне физико-химических условий. Например: кварц, кальцит, флюорит, пирит, циркон. Типоморфизм минералов в разных районах может иметь локальные черты Важнейшие понятия учения о типоморфизме: типоморфные минералы и типоморфные особенности минералов.
5
1. Типоморфные минералы – это минералы, которые образовались в определенных условиях и в определенное время и поэтому своим присутствием могут указывать на условия и время образования. Например: топаз – генетически связан с гранитоидными породами и сопровождающими их постмагматическими образованиями: пегматиты, г/термальные жилы, уваровит – г/термальные процессы в постмагматическую стадию минералообразования (ультраосновные магмы). Можно также говорить о типоморфизме ассоциаций минералов, типичных для определенных стадий минералообразования. Например: скарны – гранаты, пироксены, кальцит, плагиоклазы и скаполиты (гидротермальная стадия). 2. Типоморфные особенности минералов – это особенности формы, состава, структуры и свойств индивидов, которые обусловлены генезисом и поэтому могут в совокупности указывать на способ, условия и время образования. В соответствии с этим выделяют морфологические, химические, структурные и физические типоморфные особенности минералов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников 1. Богомазов, С. В. Ландшафтоведение / С.В. Богомазов. - М.: Бибком, 2013. - 111 c. 2. Большая географическая энциклопедия: самое полное современное изд.: более 10 000 географ. объектов и природ. явлений / В.С. Алексеев, Е.Ю. Бадикова, И.А. Балакирева и др. – М.: Эксмо 2007. – 672 с. 3. Ганжара, Н. Ф. Ландшафтоведение / Н.Ф. Ганжара, Б.А. Борисов, Р.Ф. Байбеков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 240 c. 4. Голованов, А.И. Ландшафтоведение: учебник для студ. вузов / А.И. Голованов, Е.С. Кожанов, Ю.И. Сухарёв; под ред. А.И. Голованова. – М.: Колос-С, 2008. – 216 с. 5. Горелов, А.А. Экология: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. специальностям. – 3-е изд., стер. / А.А. Горелов. – М.: Академия, 2009 (Саратов). – 399 с. – (Высшее профессиональное образование). – Библиогр.: С. 395. 6. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: учебник для студ. вузов / А.Г. Исаченко. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 400 с. 7. Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования: учеб. пособие для студ. вузов / Л.К. Казаков. – М.: Академия, 2007. – 336 с. 8. Казаков, Л. К. Ландшафтоведение / Л.К. Казаков. - М.: Academia, 2013. - 336 c. 9. Казаков, Л. К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования / Л.К. Казаков. - М.: Academia, 2017. - 336 c.
6
10. Колбовский Е. Ю. Ландшафтоведение: учеб. пособие для студ. вузов / Е.Ю. Колбовский. – М.: Академия, 2006. – 480 с. 11. Колбовский, Е. Ю. Ландшафтоведение / Е.Ю. Колбовский. - М.: Academia, 2015. - 480 c. 12. Марцинкевич Г.И. Ландшафтоведение: учеб. пособие / Г.И. Марцинкевич. – Минск: БГУ, 2005. – 200 с. 13. Николаев, В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн: учеб. пособие для студ. вузов по географ. спец. / В.А. Николаев. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 176 с. 14. Николаев, В.А. Ландшафтоведение: семинарские и практические занятия / В.А. Николаев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 94 с. 15. Соболева Н.П. Ландшафтоведение: учеб. пособие / Н.П. Соболева, Е.Г. Язиков. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 175 с. 16. Счастная И.И. Общее ландшафтоведение: курс лекций / И.И. Счастная. – Минск: БГУ, 2002. – 90 с.