Фрагмент для ознакомления
2
Вариант 5. Определение психомоторных характеристик человека
1. Значение психомоторики для повышения надежности, качества и эффективности труда
Значимые для производства аспекты можно обобщить в виде тезисов следующим образом:
1. Психические процессы чаще всего проявляются в действии, которое направлено на решение задач. Поэтому к области психологических исследований относятся не только умственные операции, но также и практические действия и даже движения, которые необходимо еще более точно определить.
2. Действия детерминируют выбор, вид и структуру подлежащих исполнению движении; в зависимости от характера задачи и установки на ее решение изменяются нейронные центры и механизмы движении.
3. Следовательно, свойства движений можно объяснить лишь на основе действий. Поэтому выходящее за рамки физиологического рассмотрения исследование движений является исследован нем моторного аспекта действия.
Психологическое исследование движений заключается в исследовании их регуляции с помощью различных форм психической деятельности. Основным предметом психологического исследования сенсомоторной регуляции является двигательная афферентация.
Па определенном уровне анализа психологический аспект становится неотъемлемой предпосылкой и физиологического анализа участвующих механизмов регуляции.
4. Действия, включая содержащиеся в них движения, являются основным источником когнитивных процессов благодаря направленности действий па решение задач и их предметной направленности. Наряду с этим действия подчинены постоянно действующим сенсорным регуляциям (обратные связи, например, коррекции). Таким образом, возникает контур регулирования: с одной стороны, обратные афферентации и их переработка в целях регуляции основных звеньев механизма произвольных движений; с другой стороны, сгруппированные вокруг ведущей модальности сенсорные данные для регуляции предметно направленной деятельности.
5. Регуляция движений протекает на различных уровнях, которые Рубинштейн (1946) расположил в порядке их психической обусловленности:
• последовательности движений физиологического уровня регуляции;
• движения, регулируемые ощущениями, несмотря на то, что раздражители не являются объектами, а ощущения - их образами;
• движения, ставшие зависимыми компонентами действий, причем реакция па раздражитель преобразовалась в действие с предметом.
Данный уровень регуляции движений обнаруживает различные подуровни, среди которых имеется и регуляция «абстрактных» движений (движение с представляемым объектом).
Действия, осуществляемые с помощью движений, отличаются от самих движений, поскольку одни и те же действия могут осуществляться с помощью различных движений.
2. Диагностика психомоторных свойств: скорость реакции, точность реакции, силовая характеристика движений, пространственно-временная характеристика движений, пальцевая моторика, координация движений.
Движения человека имеют некоторые особенности, источник которых находится в трудовом процессе человека, а в более общей взаимосвязи - в его общественном быте. Именно на эти особенности следует обратить внимание при исследовании труда, так как в итоге нас интересуют особенности регуляции этих движении:
1. Вместо органических движений человек выполняет предметно' организованные движения. Изменение характера движении наступает вследствие воздействия человека на предметный мир, им же созданный:
• ввиду направленности движений на производимые предметы (лишь потребляемые предметы можно схватить за ручку, у камней нет ручек);
• ввиду использования орудий (использование орудий формирует моторику человека; наглядным примером является развитие движений, с помощью которого дети ко рту подносят ложку, наполненную жидкостью).
Оба воздействия имеют двойное назначение: они дополняют систему движений человека и изменяют систему движения; рождается «логика труда» движений.
2. Таким образом, предметно организованные движения являются зависимыми составными частями действий и, следовательно, функциями сверх сложных психических процессов.
3. На основе непосредственно предметно организованных движении развивалась опосредованная семантическая организация движения (на основе содержательного смысла действия). Например, Рубинштейн (1957) и Леонтьев доказали, что на нейронном уровне имеют место различия между предметно нацеленными движениями (например, снятие шапки с крючка) и движениями, направленными на абстрактное пространство (например, показать точку на белом фоне). Особенно характерным примером семантически организованных движений является речевая моторика.
4. Непроизвольные и произвольные движения человека нельзя классифицировать по анатомическим признакам (например, различие между гладкой и поперечно-полосатой мускулатурой). Различие между этими движениями функционально обусловлено общественно опосредованным значением сообщении, передаваемых движениями. Осознание и, следовательно, произвольное включение движений человека является функцией его общественного бытия на базе энстеро- и интеропептивных взаимосвязей.
Приведенные положения представляют собой минимальный перечень аспектов, которые необходимо иметь в виду при исследованиях движений и формировании условий труда, учитывающих специфику движений. Трудовые движения следует рассматривать как проявление личности человека (а не автоматического монтажного устройства или животного, дрессированного для производственных целей). Таким образом, обосновано утверждение, что методы исследования движении не могут быть социально безразличными. Из описания свойств трудовых движений с точки зрения марксистской психологии можно вывести и другие положения, на первый взгляд чисто теоретические, позволяющие провести анализ движений и указать ряд направлений исследований в области педагогики труда.
В качестве исходного положения рассматривается положение, сформулированное Рубинштейном (1946), согласно которому на том уровне, на котором необходимо совершать трудовые движения, сами движения нельзя подвергнуть анализу без учета регулирующих психических процессов.
Прежде всего необходимо учитывать следующие положения.
1. Движения нельзя анализировать только как эфферентно-эф-фекторные, их необходимо понимать и как афферентно-сенсорный феномен. Из этого следует, что изучению необходимо подвергнуть сенсомоторный контур регулирования, включая сложные когнитивные процессы.
2. Целенаправленные движения связаны с постоянным притоком сенсорных афферентаций, существенным элементом которых являются реафферентационныс сообщения (например, о положении частей тела, о внешних сопротивлениях, о реактивных силах, таких, как, например, контрудар одной части тела относительно другой).
3. К системе афферентаций относится также так называемый сенсорный синтез афферентаций как базис предметных движений. Модель
Показать больше