Фрагмент для ознакомления
2
1.Социальные программы в России: виды и формы
Современная экономика большинства развитых стран является социально ориентированной, что ставит во главу угла социально-экономической политики государства человека как личность, а главными приоритетами становятся те сферы деятельности, которые ориентированы на удовлетворение его потребностей. Всю жизнь, начиная с самого рождения, человек пользуется услугами социальной сферы - это услуги родильных домов, поликлиник, детских дошкольных учреждений, школ, техникумов, вузов. В процессе жизнедеятельности он пользуется услугами транспорта, связи, ходит в театры, музеи, нуждается в качественном жилье, правовой и социальной защите, чистой окружающей среде. Всё это и многое другое является предметом деятельности социальной сферы. Повышенное внимание к социальной сфере связано с возникновением в народном хозяйстве новых видов деятельности, которые, в свою очередь, вызвали появление новых ценностей, формирующих жизненный уровень - качество жизни человека. Это обусловливает необходимость переоценки значения социальной сферы, а также состава включаемых в нее функциональных комплексов в обеспечении качественных изменений в условиях жизнедеятельности и всестороннего развития личности.
Безусловно, существует прочная двусторонняя связь между материальным производством и социальной сферой, но социальное должно превалировать над материальным, пользоваться повышенным вниманием со стороны государства. Производство должно развиваться для человека как личности, а не человек как рабочая сила - для производства. При всем разнообразии понятий «социальная сфера», все исследователи едины во взгляде на понятие «социальное». Речь идет об отношениях между людьми, общественными образованиями по поводу формирования и удовлетворения насущных потребностей человека, обеспечивающих воспроизводство его как живого, высокоразвитого существа, производительной силы общества, субъекта общественных отношений разного вида.
3
Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным рассматривать социальную сферу как взаимосвязанную совокупность функциональных комплексов народного хозяйства, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение высокого качества жизни населения. Под «функциональными комплексами» понимаются отрасли экономики страны и виды деятельности, имеющие одинаковую функциональную направленность.
В состав социальной сферы входит совокупность следующих функциональных комплексов: образование; культура и искусство; досуг; здравоохранение; отдых и туризм; физическая культура и спорт; розничная торговля; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание; связь; пассажирский транспорт; общественное питание; правовая защита; духовная защита человека; социальная защита и ее обеспечение; экологическая безопасность.
Одним из основополагающих аспектов качества жизни является уровень обеспечения потребностей человека. Все потребности личности можно квалифицировать как социальные. Ибо эти потребности удовлетворяются или не удовлетворяются в обществе, которое представляет собой социальный организм, социальную организацию людей.
Социальные потребности являются основными как для личности, так и для общества. Экономические потребности хотя и считаются базовыми в развитии экономики, но в правовом, демократическом обществе служат для удовлетворения социальных потребностей. И в этом смысле социальные потребности являются приоритетными по сравнению с экономическими потребностями.
2. Понятие и задачи социальной политики на предприятии
Социальная политика предприятия - это часть политики управления персоналом, которая представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.
В качестве предоставления своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат, мероприятия могут выражаться в материальной форме и нематериальной форме.
Субъектами социальной политики на предприятии могут выступать лица, в компетентность в которых входит следующие обязанности.
В качестве объекта выступают все работники, вступившие в трудовые отношения с работодателем.
Социальная политика предприятия является частью общей системы мотивации его работников. Наиболее важными являются функции мотивации персонала с целью повышения производительности труда, сокращение конфликтов, создание благоприятного климата, так как отражают те аспекты деятельности в области социальной политики, на которые должны быть направлены основные усилия предприятия. Лояльность сотрудников к предприятию, тем самым снижение текучести кадров, привлечение новых квалифицированных сотрудников, создание благоприятного имиджа предприятия в глазах общественности являются производными функциями, как результат предпринятых мер.
Задание 3.
4
На основе коллективного договора проанализируйте социальную политику предприятия и экономические возможности для ее реализации.
Коллективно-договорное регулирование труда является неотъемлемым элементом регулирования общественных отношений в сфере применения наёмного труда. Достижение согласованности интересов работодателя и работников по вопросам производственной деятельности, условий труда, его возмездности и т.п. содействует эффективному развитию экономики и служит превенцией социальных конфликтов.
В системе общепризнанных прав человека экономически развитых зарубежных стран заключение коллективного договора рассматривается как самостоятельное действие, на которое имеют право лица наёмного труда. Коллективный договор не входит только лишь в сферу одного из направлений профсоюзной деятельности, а, напротив, его заключение признаётся самостоятельным коллективным правом трудящихся, которое они могут реализовывать самостоятельно либо через профсоюзное представительство. Закрепление указанного права на конституционном уровне в современном мировом сообществе означает, что коллективный договор признаётся в качестве самостоятельного регулятора общественных отношений.
Эту группу прав (т.е. конституционно закреплённых прав на коллективные действия), особенно право на объединение в профсоюзы, часто рассматривают как часть политических прав и свобод (свобода союзов и ассоциаций). Такой подход, безусловно, верен, отмечает указанный автор, поскольку широкие коллективные действия лиц наёмного труда часто носят определённый политический оттенок, а иногда приобретают политическую направленность. Но в то же время в большей мере они используются работниками для защиты своих социально-экономических интересов. И, следует отметить, что в этой плоскости заключение коллективного договора приобретает особое значение.
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) уделяет значительное внимание коллективно-договорному регулированию труда,
Исходя из вышесказанного, как положительную черту трудового законодательства РФ следует признать закрепление в кодифицированном источнике трудового права отдельного раздела, посвященного регулированию социального партнёрства в целом и коллективного договора, в частности. Однако анализ соответствующих правовых предписаний ТК РФ позволяет сделать вывод, что роль коллективного договора в сфере социального партнёрства действующее трудовое законодательство представляет недостаточно полно.
Так, ТК РФ устанавливает, что социальное партнёрство осуществляется в таких формах: 1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; 2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 3) участия работников, их представителей в управлении организацией; 4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров [2] .
Коллективный договор создаёт правовое поле для иных форм социального партнёрства. Так, в качестве формы социального партнёрства в ТК РФ указаны взаимные консультации работодателя и работников по вопросам регулирования отношений по применению наёмного труда и совершенствованию нормативных актов в этой сфере.
В то же время взаимные консультации по вопросам регулирования наёмного труда на данном объекте и принятия локальных нормативных актов трудового права, которые входят в сферу
5
полномочий работодателя, безусловно, могут быть эффективными и целенаправленными. Главная цель таких консультаций - обеспечить применение наёмного труда на взаимовыгодных для работодателя и работников условиях. Но для того, чтобы такие консультации были результативными и действительно выступали формой социального партнёрства, должен быть предусмотрен определённый порядок их проведения и документальной фиксации позиций сторон по обсуждаемым вопросам. Определение указанных факторов непосредственно зависит от особенностей трудовой деятельности в организации (предприятии, учреждении), численности и состава трудового коллектива, наличия профсоюза и иных представительных органов трудящихся и т.п.
Поэтому именно в коллективном договоре как нормативно-правовом акте могут (и должны!) быть оговорены сторонами условия, порядок и документирование проведения взаимных консультаций, а также фиксация результатов этих консультаций при принятии работодателем соответствующих решений. Считаем, что без закрепления в коллективном договоре процедуры проведения взаимных консультаций данная форма социального партнёрства не будет «работать» на практике, а будет выступать неким декларативным предписанием. А наличие декларативных норм в законодательстве не приносит пользы для правового регулирования, а только дискредитирует законодательство.
В качестве самостоятельной формы социального партнёрства трудовое законодательство РФ предусматривает также участие работников, их представителей в управлении организацией.
Следует отметить, что в зарубежных странах отношение к такой форме социального партнёрства неоднозначно. В юридической литературе указывают, что в ряде стран приняты законы о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями (ФРГ, Франция, Швеция и др.). В Португалии это право широко регламентируется конституционно (ст.54). В реальной действительности такое соучастие несколько ограничивает предпринимательский произвол, позволяет, например, предотвращать массовые увольнения, введение интенсивных методов труда и т.п. А в таких странах, как США, Великобритания, Япония и другие, в силу сложившихся производственных отношений вообще нет каких-либо законов об участии трудящихся в управлении производством.
Показать больше