Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Начало XX века ознаменовалось быстрым социально-экономическим, культурным, политическим развитием страны и вместе с тем ростом преступности и оппозиционных настроений к власти, критики деятельности ее институтов, в особенности полиции.
Полиция впервые столкнувшись с проблемами с проблемами предотвращения и подавления массовых беспорядков, в которых участвовали вооруженные и организованные люди, с террором по отношению к рядовым полицейским сотрудникам, не могла достаточно эффективно защищать своих служащих. В стране постоянно росла общеуголовная преступность. Более того, преступность становилась профессиональной и организованной. Члены определенных группировок специализировались на совершении конкретного вида преступлений.
1. Реформирование полиции Российской империи в начале ХХ в.
Качественные изменения, которые произошли в оппозиционном движении в 1898-1904 гг., первоначально не были серьезно оценены в Департаменте полиции. Центральное ведомство продолжало нацеливать своих сотрудников на раскрытие «заговоров», а не социальных движений.
Вместе с тем, внутреннее положение в стране заставляло правительство постоянно изыскивать пути усиления полиции. В условиях обострения социального кризиса 1905-1907 гг., Министерство внутренних дел превращалось в своего рода в «сверхорган», занимавший особое место в государстве и существенно влиявший на внутреннюю политику самодержавии. Существовал даже проект - после революции 1905-1907 г г. - о создании Корпуса государственной стражи, сущность которого сводилась к военизации всей полиции империи. Не случайно, в этот период министр внутренних дел П.А. Столыпин стал одновременно и председателем Совета Министров. Директор Департамента полиции, товарищ (заместитель) министра внутренних дел Д.Ф. Трепов с апреля по
3
октябрь 1905 г. входил в состав Совета Министров и был наделен Николаем ІІ практически диктаторскими полномочиями.
Изменения в государственном устройстве (принятие «Основных законов Российской империи, своеобразной Российской Конституции, и создание по существу двухпалатного парламента в виде Государственного Совета и Государственной Думы) убедили правительство в необходимости реформы полиции. В частности, реорганизация полиции должна была стать составной частью проводившихся и намечаемых преобразований в социальной, политической, государственной жизни России после революции 1905 г. Так, в речи во II Государственной Думе министр внутренних дел и председатель Совета министров П.А. Столыпин заявил о подготовке полицейской реформы. Необходимым условием повышения профессионализма, являлось повышение уровня общей и специальной подготовки сотрудников. При этом заметное место отводилось расширению сети специальных учебных заведений для обучения полицейских служащих. Характерно, что вопрос о необходимости специального полицейского образования ставился самими служащими полиции. Это касалось подготовки руководящих чинов полиции, многие из которых приходили из армии и слабо знали специфику новой службы.
29 декабря 1907 г. министр внутренних дел П.А. Столыпин в записке «Об организации сыскной части», направленной в Государственную Думу, обосновал необходимость учреждения сыскных отделений и предложил проекты их штатов.
Перед изданием Закона «Об организации сыскной части» 1908 г. можно отметить тот факт, что Министерство Юстиции очень сильно интересовалось розыскной работой. Существует письмо от 24 ноября 1907 г., адресованное Господину прокурору Московского окружного суда, в котором говорилось, что ввиду возникших в Министерстве внутренних дел предположений об улучшении розыскной части по общеуголовным делам путем повсеместного учреждения при полицейских управлениях всех губернских и наиболее населенных из числа уездных городов особых сыскных отделений по образцу существующих уже ныне в некоторых крупных центрах таких отделений департамент Министерства Юстиции просит сообщить о современном положении уголовного розыска, о мерах к его улучшению, а равно о том, в какой мере деятельность учрежденного при Московском Градоначальстве сыскного отделения отражается на успешном розыске по уголовным делам. Стоит отметить, что подобные письма были посланы Одесскому, Варшавскому и другим прокурорам окружных судов.
2.Характеристика Инструкции чинам сыскных отделений 1910 г.
В условиях реформирования полиции в статье 1 Закона «Об организации сыскной части» основным назначением было прописано как «производство розыска по делам общеуголовного характера. То, каким образом полиция могла осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и участвовать в расследовании преступлении было прописано и в вышеупомянутом законе, и в Уставе уголовного судопроизводства, и в «Инструкции чинам сыскных отделений» 1910 года, а также в других документах. Согласно положениям этих нормативно-правовых актов, сыскные отделения осуществляли розыск подозреваемых в совершении преступления, уклоняющихся от исполнения судебных решений. Помимо розыска сыскные подразделения проводили и дознание.
Необходимо подчеркнуть, что «Законом об организации сыскной части» были определены только основные принципы деятельности сыска. В период с 1908 по 1910 годы не было централизованной регуляции деятельности сыскных отделений. Эта регуляция в указанный период должна была осуществляться инструкциями и указаниями градоначальников в губерниях
4
и уездах. Но «городские головы», зачастую, попросту не знали, как регулировать такие специфические вид деятельность как негласный надзор или использование специальных средств. Таким образом, с момента создания сыскных отделений и до 1910 на места не поступало ни инструкций, ни распоряжений МВД, да и местные градоначальники регулированием в этой сфере не занимались. Это, безусловно, крайне негативно сказалось на деятельности сыскных отделений в целом.
Заключение
Инструкция 1910 г. устанавливала структуру сыскных отделений и принципы организации их работы. Каждое сыскное отделение состояло из четырех структурных подразделений-столов:
1) личного задержания;
2) розысков;
3) наблюдения;
4) справочного регистрационного бюро.
Последнее составляло «главную часть внутренней организации сыскного отделения». Справочное регистрационное бюро занималось регистрацией преступников, систематизацией всех сведений о них, установлением личности преступников, выдачей справок о судимости и розыске скрывающихся лиц.
В соответствии с этим личный состав сыскного отделения (где это было возможно по количеству чиновников) распределялся на три группы, каждая из которых образовывала особый отряд и исполняла поручения начальника по одной какой-либо категории преступлений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Лядов А.О. Уголовный сыск в дореволюционной России (историкоправовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1997.
2. Матиенко Т.Л. Сыскная полиция в России во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. .канд. юрид. наук. М., 1999.
3. Невский С.А. Создание и развитие сыскной полиции в Российской Империи // Расследование преступлений: теория и практика. 2005. Вып. №№ 1-2.
4. Пиотровский В., Кудрявцев Д., Очкур Р. Русская полиция М.; СПб., 2007.
5. Рыжов Д.С. Развитие аппаратов уголовного сыска в России (1908 - 1917 гг.) // История органов внутренних дел России. Вып. 5. М., 2002.
6. Ситковский А.Л., Невский С.А. Сыскная полиция в России во второй половине XIX начале ХХ вв. (правовые и организационные основы деятельности) // Профессионал. 2011. № 3.