Фрагмент для ознакомления
2
Проблема справедливости в современной философии права
Справедливость – важнейшая категория социальной и политической философии и этики. В
политике и социальной философии справедливость – правильное соотношение базисных
политических ценностей свободы и блага, свободы и равенства . Вопрос о справедливом
общественном устройстве – центральный и для Античности, и для политической мысли эпохи
модерна, и для современной политической философии. Классическое определение
справедливости принадлежит Аристотелю: «…справедливость, как кажется, есть равенство, и так
оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется
справедливостью, и так оно и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь для
неравных» . В «Политике» Аристотель также представил идею смешанного правления как
наиболее приемлемого с практической точки зрения, сочетающего в себе черты трёх правильных
форм государственного устройства – монархии, аристократии и политии. Античное представление
о справедливости как общем благе и иерархическом устройстве социума определённым образом
трансформировалось в Средние века и просуществовало вплоть до Нового времени.
В XVI–XVII вв. формируется принципиально новое понимание справедливости в рамках
договорной традиции. У её истоков – английские мыслители Т. Гоббс и Дж. Локк. В «Левиафане»
Гоббс утверждает в противоположность Аристотелю, что люди от природы равны. Он также
вводит понятие естественного состояния, неизвестное Античности. При этом, как полагает Гоббс,
«вопрос о том, кто является лучшим человеком, не имеет места в естественном состоянии, где…
все люди равны. Существующее в настоящее время неравенство было введено гражданскими
законами» . Таким образом, Гоббс стоит у истоков новоевропейской и современной либеральной
теории справедливости, с её приоритетом равенства, защиты индивидуальных прав, идеей
договорного характера общества и т. д.
Начало современных дискуссий о справедливости связано с выходом знаменитой книги
американского философа Джона Ролза «Теория справедливости» (1971) . Эта работа была
направлена в первую очередь против господствующих на тот момент (вторая половина XX в.)
3
концепций утилитаризма и меритократии. Подвергая убедительной критике эти концепции, Ролз
предлагает достаточно радикальный проект переустройства общества на началах эгалитаризма,
сохраняя при этом все те достижения, которые уже существовали в западном обществе (это
касается прежде всего индивидуальной свободы и честного равенства возможностей). В целом
концепция Ролза получила название «справедливость как честность», поскольку именно
традиционная для американской (и шире – протестантской) культуры идея честности была
положена в её основу.
Сегодня существует широкий дискурс справедливости как на Западе, так и в незападных странах
(американские, европейские, китайские, индийские философы) по ключевым проблемам
развития современного социума. В определённой степени к этому дискурсу (хотя и в значительно
меньшей степени) подключается и Россия (существует много отечественных философов и
политологов, посвятивших свои труды проблеме справедливости). В то же время ключевой
проблемой для России, в отличие от Запада, остается проблема социальной (распределительной)
справедливости, и шире – поиски морально-политических оснований собственного проекта
общественного устройства.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аитова Г.Ш. Новое в понимании справедливости в эпоху глобализации: социальнофилософский анализ: Автореф. дис. … канд. филос. наук. М.: ИФ РАН, 2011. 34 с.
2. Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2000. 342 с.
3. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 375–644.
4. Гоббс Т. Левиафан / Пер. с англ. А. Гутермана. М.: Мысль, 2001. 478 с.
5. Канарш Г. Справедливость // Философская антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 244-262.
6. Нозик Р. Анархия, государство и утопия / Пер. с англ. Б. Пинскера; под ред. Ю. Кузнецова и
А. Куряева. М.: ИРИСЭН, 2008. 422 с.
7. Платон. Государство / Пер. А.Н. Егунова. СПб.: Наука, 2005. 570 с.
8. Ролз Дж. Теория справедливости / Пер. и науч. ред. В.В. Целищев. Новосибирск: Изд-во
Новосиб. ун-та, 1995. 534 с.
9. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах / Пер. с лат. и комментарии В.О.
Горенштейна; отв. ред. С.Л. Утченко. М.: Наука, Ладомир, 1994. 222 с
10. Штраус Л. Введение в политическую философию / Пер. с англ. М. Фетисова. М.: Праксис,
Логос, 2000. 363 с.
11. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА М –
НОРМА, 1997. 652 с.