Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема начала Возрождения является наименее
исследованной в отечественной литературе, однако старая схема резкого перехода от Средних
веков к Возрождению расценивается как все более несостоятельная, что объясняется
пересмотром устаревших идеологических схем, усложнением представлений об этих
исторических эпохах, а также более точной проработкой типологических критериев разделения
Средневековья и Возрождения. Открытие Античности «в чистом» виде в эпоху Возрождения,
исторический перерыв между Средневековьем и Возрождением – во многом исторический
«миф», созданный самими гуманистами Возрождения, и концепция «Ренессанса XII века» играет
большую роль в процессе переосмысления представлений как о Средних веках, так и о
Возрождении.
1.Объективно-исторические условия Возрождения
1.1.Кризис феодальной системы в Италии конца XII в.
Проблемы Возрождения, которые начались с изучения истории Италии, в последнее время стали
принимать глобальный, всемирный характер. Проблема итальянского Возрождения и гуманизма
связана с изучением развития стран средневековья, которые на долгое время после крушения
рабовладельческого строя на Западе находились в большей или меньшей степени в состоянии
культурного упадка. интеллектуальном отношении более прогрессивным, чем греко-римское.
3
Большинство исследований и теорий связывает Возрождение с кризисом феодального строя,
феодальной собственности, феодальной идеологии. В то же время, как и всякое историческое
явление, феодализм нужно рассматривать только в движении, учитывая, на каком этапе развития
феодализма зарождался и стал расцветать комплекс явлений, именуемый Возрождением.
Новый этап феодализма, окрашенный взрывом узкого собственнического индивидуализма, стал
эпохой экономической экспансии, развития производства и торговли и явился значительным
шагом вперед в истории человечества. Этот новый этап феодализма, неравномерно
распространившийся по Европе и Византии начиная с расцвета дученто вплоть до конца
кватроченто, этап, когда именно узость средневекового способа производства в соединении с
расширенным кругозором в целях товарного производства стала вызывать поиски нового, в том
числе и зачатки капиталистических форм эксплуатации человека. Это уже был крупный переворот
в истории человечества: именно тогда стали обращать критическое внимание на сущность
производственных отношений феодальной сословности. Традиционная мораль в вопросах
распределения, характерная для натурального хозяйства, фактически отпала вместе с
распространением индивидуальных возможностей реализации феодальной ренты, с
развивающейся погоней за прибылью.
По мере расширения кругозора в трудящихся массах стало распространяться переосмысление и
религиозных тезисов, и форм морали. Узкий индивидуальный интерес в рамках мелкого, но
корпоративного производства буквально преображался в условиях развития широкого
интеллектуального кругозора. Все это особенно стимулировалось результатами крестовых
походов, интернациональными университетами, интернациональной латынью, схоластическими
спорами и произвело скачкообразное изменение человека нового этапа. В Италии началось
развитие капиталистического уклада и тенденций к созданию нового господствующего класса.
Появление в рамках старого способа производства элементов нового будущего господствующего
класса характерно для любой экономической формации в период, когда эта формация
приближалась к началу своего конца. Но в XIV-XVI вв. феодализм еще был силен. Крупное
землевладение с зависимым крестьянством еще повсеместно не исчезло, но приноравливалось к
развитию новых потребностей. Вот именно только на этом этапе феодализм стал во всех
отношениях подлинным всесторонне прогрессивным строем, не уступающим, но превосходящим
античное общество и развивающимся на базе всех его достижений. С элементами упадка,
которые характерны были для феодализма, прогрессивная часть человечества стала вести
непримиримую, как казалось, борьбу.
1.2.Идеологическая борьба в Италии в период раннего Возрождения
Развитие технических наук, искусство, философия - все это связано было, однако, с наличием
богатых центров светской и церковной власти, городского патрициата, которые могли быть
меценатами. Все научные произведения, гениальные мысли, художественные творения делались
по заказу, под покровительством лиц, обладавших властью и богатством,- все было связано с
концентрацией прибавочного продукта из деревни, поместья, т. е. или от крупных
землевладельцев, или «квазифеодальных» - от горожан (mezzadria poderale). Гуманизм и
Возрождение античного были протестом против феодального внутреннего хаоса и произвола
привилегированных феодалов. Но этот протест уже в начале организации национальных
государств соединялся с тенденциями к усилению монархической власти.
Развитие научного мировоззрения нельзя отрывать от объективной реальности. Ведь
Возрождение покоилось на изучении античного, на развитии нового мировоззрения. Но наука,
особенно искусство, литература, философия должны иметь материальную основу. Именно эту
4
материальную базу Возрождения все еще давали меценаты. Всякое научное исследование и
произведение искусства финансировалось феодальными князьями, герцогами, папой - крупными
представителями феодальной знати. Нужно отметить также превращение буржуазных гуманистов
в дворянство, личную связь отдельных гуманистов с абсолютизмом и феодализмом
одновременно. Объединение господствующего класса феодалов при наличии гуманистической
культуры под эгидой абсолютизма было все, чем завершилась деятельность этого гуманиста. При
всей своей смелости против господствующего мировоззрения, мрака и невежества гуманисты
мало занимались вопросами способа производства, экономического базиса общества, ведь почти
основной интерес их составляли задачи развития наук, искусства, культуры, т. е. вопросы
надстроечного порядка. Это характерно почти для всех гуманистов, их главное направление - на
базе античного повысить роль человека и образованности в общественной жизни. Люди
Возрождения не были принципиальными борцами против феодального строя, они не были
революционерами; они были просветителями в целях развития индивидуального производства в
направлении не локальных интересов помещика или цеха, а в интересах широкого масштаба
нации или человечества и культуры в целом.
2.Идеология Возрождения и переход к идеологии Реформации
2.1.Политические учения Возрождения
Накопление специфических возрожденческих черт культуры носило эволюционный характер. А
эти признаки сложно и причудливо сплетались с чисто средневековыми чертами культуры,
сохранившими высокую устойчивость даже по завершении этой исторической эпохи. Усложнились
представления об источниках культуры Ренессанса, где наряду с античными источниками (а также
произведениями арабских переводчиков и комментаторов) все более осознается воздействие
религиозного наследия Средневековья.
В качестве основы идейной базы Ренессанса исследователи, как правило, выделяют философию
неоплатонизма, считая ее одним из критериев выявления ренессансного характера философского
течения, причем философия неоплатонизма рассматривается в его оппозиции к аристотелизму.
Это приводит к традиционной оценке умеренного аристотелизма как характерной черты
теологического схоластического мышления, а неоплатонизма – как мышления ренессансного
типа. Проблема оценки роли философии Аристотеля в общем процессе развития религиознофилософской мысли от Средневековья к Ренессансу, считавшаяся вполне ясной, начинает
пересматриваться в отечественной литературе (в западной она оценивается более сложно и
неоднозначно).
Важнейшим следствием роста числа городских нецерковных школ, оживления правовой
деятельности в связи с освобождением городов от сеньориальной зависимости, оформлением
аппарата городских магистратов и органов центрального управления было формирование
протоинтеллигенции (интеллектуалов), профессионально занимающихся интеллектуальным
трудом, специализация интеллектуальной деятельности, а в связи с этим изменение
индивидуального и группового сознания.
2.2.Общественно-политические движения Реформации
Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г., когда доктор
богословия Мартин Лютер (1483- 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи
индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью.
Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В
5
Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что
с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых
теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее
центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509- 1564), которого
прозвали «женевским папой». В конечном итоге Реформация породила новое направление в
христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации - протестантизм. От
католичества отошла часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия,
Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. Да и в самом католичестве
происходили существенные изменения. Протестантизм освободил людей от давления религии в
практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось
светским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась. Но главное достижение
Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном
общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за
свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала
значение мирской жизни и деятельности, проповедуя возможность общения с Богом через
устроенное соответствующим образом общество.
Заключение
По итогам исследования сделан ряд выводов.
1.Идеология Ренессанса – это отражение интересов состоятельных горожан Италии и тонкого слоя
интеллигенции. Аристократизм в понимании того времени определялся отнюдь не
происхождением человека, а, прежде всего его личными качествами и степенью его культуры. Это
было объединение состоятельных сторонников независимого республиканского строя, одними из
первых которыми были пизанские «белые» гвельфы.
Однако культура Ренессанса при всей своей исключительности отражала и народные интересы.
Никогда еще искусство не имело такого огромного значения в частной и общественной жизни.
Культура Возрождения буквально пропитана искусством. Художественный вкус никогда еще не
был уделом столь широких слоев общества и не поднимался до такой высоты.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреев М. Л. Инновация или реставрация: казус Возрождения// Вестник истории,
литературы, искусства. Т. 1. - М.: Наука, 2005. С. 84-97.
2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: В поисках индивидуальности – М.: Наука, 2004 –
400 с.
3. Введение в культурологию. М.: Владос, 2007 – 226 с.
4. Виппер Б.Г. Итальянский Ренессанс XIII-XVI века в 2 томах – М.: Искусство, 2007 – 279 с.
5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.
6. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство – М.: Высшая школа, 2005 –
280 с.
6
7. История искусства зарубежных стран: Средние века, Возрождение – М.: Изобразительное
искусство, 2002 – 224 с.
8. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник для студентов вузов. 2-е изд., доп. – М.: Аспект пресс,
2011. – 447 с.
9. Принцип целостности и роль эстетической категории меры в древнегреческих
космологических учениях и системах //Вопросы гуманитарных наук. – 2007, №3(30). – С. 102-107.
10. Специфика эстетической функции и космологический принцип целостности в
Средневековый период // Вопросы гуманитарных наук. – 2007, №4(31). – С. 44-47.
11. Эстетическая функция в космологических концепциях целостности как форма научнотеоретического знания в Новое время // Вопросы гуманитарных наук. – 2007, №5(32). – С. 77-80.
12. Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 128 с.