Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Международная торговля – наиболее традиционная и основополагающая форма мирохозяйственных взаимодействий. Международная торговля является одной из форм международных экономических отношений. Международный торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделения труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. Своеобразие этих процессов в послевоенный период особенно рельефно открывается при анализе долгосрочных тенденций, особенностей, форм и методов совместной торговли.
В условиях глобализации мировой экономики уровень социально-экономического развития отдельных стран в значительной степени зависит от внешнеэкономического сектора. Растут международные обороты товаров и услуг, ускоряется движение капитала и финансовых ресурсов [1, с. 39].
Свободная международная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает господство монополий. Растущая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологий, обеспечивающих наиболее низкие расходы на создание соответствующих товаров.
1. Общая характеристика динамики цен в мировой торговле
Возможности участия во внешней торговле определяются сочетанием эндогенных и экзогенных факторов, невоспроизводимых полностью в рамках других экономических формаций. Эндогенными факторами выступают:
3
- уровень развития экономики, определяемый рядом показателей, ключевое место среди которых занимает валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения;
- состояние экономики; степень вовлеченности во внешнюю торговлю напрямую зависит от того, на какой стадии экономического цикла находится национальная экономика; в условиях кризиса, депрессии и рецессии объективные возможности форсирования и зачастую даже сохранения доли участия сокращаются; стране требуется время для восстановления конкурентного потенциала;
- степень открытости экономики; в отношении внешней торговли речь идет о возможностях по использованию эффективного инструментария защиты интересов национальных производителей от избыточного давления импорта и минимизации последствий глобальных и региональных кризисов; уровень тарифной защиты для стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО) задается в ходе переговорного процесса по вступлению в Организацию и является дифференцированным ;
- международная конкурентоспособность экономики, способность ее производителей составить конкуренцию на мировом товарном рынке;
- структура экспорта/импорта, определяемая исходя из сложившегося международного разделения труда; преобладание а экспорте сырьевых товаров, ценообразование на которые отличается высокой волатильностью, оказывает значительное дестабилизирующее воздействие на экономику страны, подрывая ее позиции на мирохозяйственной арене .
Экзогенными факторами выступают:
- характеристики рыночной структуры: количество продавцов и покупателей, наличие входных барьеров, информационной асимметрии, специфика государственного регулирования отрасли, наличие стратегического поведения производителей;
- состояние совокупного спроса и предложения;
- научно-технический прогресс;
- глобализация, в том числе внешнеторговая либерализация, и интеграция как важнейшие инструменты геоэкономической политики отдельных стран .
Характеристики рыночной структуры. Тип рынка зачастую оказывается весьма далеким от идеальной совершенной конкуренции и функционирует обычно в формате рыночных структур иного порядка - монополистической конкуренции, олигополии и т.д. Вход на рынок может быть временно затруднен патентной защитой на передовые технологии, масштабами производства и государственным регулированием в форме лицензирования и сертифицирования. Производители разных стран могут вступать в сговор, особенно если речь идет о ценообразовании. Если страна занимает ключевые позиции на рынке, то она может инициировать «торговую войну», временно снизив цену с целью вытеснения более слабых игроков с конкурентного поля .
В целом, как и любой рынок, мировой товарный рынок опосредует взаимодействие спроса и предложения, в данном случае на товар - предмет внешнеторговой товарообменной сделки. Возникающие диспропорции между спросом и предложением приводят к ценовым колебаниям, в наибольшей степени характерным для сырьевых товаров, в частности, для нефти - одного из спекулятивных товаров. Для регулирования цен на продукцию добывающей промышленности создаются различные объединения, в состав которых входят крупнейшие экспортеры продукции, например Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Международный газовый союз.
4
Координация их усилий позволяет в ряде случаев стабилизировать ценовые колебания, однако зачастую речь идет о разделе сфер влияния и формировании олигополии.
2. Тенденции и основные причины изменения мировых цен
В начале XXI в. регионализация стала спутником глобализации экономической деятельности и развивается в рамках так называемой «малой глобализации» ̶ территориально-экономических объединений относительно небольших групп стран на основе взаимной либерализации торговли, движения капитала и рабочей силы. Одним из старейших представителей интеграционной группировки такого типа является Европейский Союз. В современном мире насчитывается десятки таких объединений. К ним относятся такие известные крупные международные региональные организации, как АСЕАН или НАФТА, так и экономические и таможенные союзы, «общие рынки» и зоны свободной торговли. С одной стороны, регионализация способствует развитию интеграционных процессов, с другой - создает дополнительные барьеры на пути глобализации и приводит к усилению противоречий и конкуренции между различными экономическими объединениями .
Международная торговля, как и раньше, является важным стимулом роста мировой экономики. Международные торговые потоки заметно опережают рост мирового объема производства (рис. 1).
Объем мировой торговли отмечался низкими темпами роста с момента финансового кризиса 2008 г. и увеличился лишь на 1,3%, что измеряется средним экспортом и импортом. Слабость роста мировой торговли продолжается в течение 2016 г., частично обусловлено продолжением слабости развития в мировой экономике. Это также отражало более глубокие структурные изменения в соотношении между торговым и экономическим ростом.
Недостаточный рост мировой торговли в 2016 г. сопровождался слабым реальным ВВП, рост на рынке курса валют - 2,3%.
В целом рост торговли гораздо более нестабилен, чем рост ВВП на глобальном уровне, хотя они подвержены росту и падению вместе. Несмотря на то, что объем мировой торговли несколько вырос в 2016 г., мировой реальный ВВП уменьшился в стоимостном выражении к падению экспортных и импортных цен.
Объем экспорта товаров в 2016 г. оценивается в 15,46 трлн. долл. США (на 3,3% больше предыдущего года). Во всех регионах зарегистрировано снижение экспорта в 2016 г., с наименьшее падение зарегистрировано в Европе (-0,3%), а наибольшее - в Содружестве Независимых Государства (-16,2%). В странах Европейского Союза импорт несколько увеличился (0,2%), а все остальные регионы зарегистрировали снижение. Мировой экспорт коммерческих услуг вырос в 2016 г. всего на 0,1%, на общую сумму 4,77 трлн. долл. США. Во всех регионах наблюдался аналогичный уровень роста с сильным уровнем производительности в Азии, импорт в странах Азии выше, чем в других регионах (на 2,6%). Как и в 2015 г., в 2016 г. наблюдалось несоответствие между ростом торговли по объему и значению, что отражает как снижение цен на сырьевые товары, так и удорожание доллара США.
Однако, эти изменения цен были не столь значительны в 2016 г., как в 2015 г. (рисунок 2) .
Заключение
5
Международная торговля занимает ведущее место в системе международных экономических отношений. Она является одновременно предпосылкой и следствием международного разделения труда. В течение своего исторического развития международной торговли прошла путь от отдельных и часто случайных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. Современная научно-техническая революция стимулировала международный торговый обмен. Специфика современного этапа международной торговли с особой отчетливостью обнаруживается в процессе анализа ее долгосрочных тенденций, форм и методов. Международная торговля ̶ центральное звено сложной системы мирохозяйственных связей, объединяющих практически все страны мира в единую международную экономическую систему.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гладков И. С. Международная товарная торговля в 2001– 2013 годах: тренды в группе лидеров /И.С. Гладков // Власть. – 2014. – № 5. – С. 15–18.
2. Годовой отчет МВФ 2017 Содействие всеобъемлющему росту [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.imf.org/external/pubs/ft/ar/2017/
eng/pdfs/AR17-RUS.pdf - Дата обращения 13.03.2019.
3. Дюмулен, И.И. Международная торговля. Экономика, политика, практика: Монография. 2е изд. / И.И. Дюмулен. - М.: ВАВТ, 2015. - 462 c.
4. Кузнецова, Г.В. Международная торговля товарами и услугами: Учебник / Г.В. Кузнецова, Г.В. Подбиралина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 433 c.
5. Логинов, Б. Б. Международные факторы производства в национальных экономиках: монография / Б. Б. Логинов, А. О. Руднева. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 311 с.
6. Международный валютный фонд, 2016. Перспективы развития мировой экономики: слишком долгий период слишком медленного роста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.imf.org/ru/publications/weo. - Дата обращения 13.03.2019.
7. Моисей В.И. Функциональная роль международной торговли в условиях глобализации / В.И. Моисей // Международная экономика. - 2010. - № 4/12. - С. 65-70.
8. Официальный сайт UNCTAD [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/ wds/TableViewer/tableView.aspx - Дата обращения: 14.03.2019.
9. Пискулов, Ю. В. Международная торговля товарами и услугами. Россия в ВТО / Ю.В. Пискулов. - М.: ГОУВПО ВАВТ Минэкономразвития России, 2015. - 104 c.
10. Рассел, Д. Комиссия ООН по праву международной торговли / Д. Рассел. - М.: VSD, 2016. - 113 c.
11. Руднева, А. О. Внешняя торговля: словарь-справочник / А. О. Руднева. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 222 с.
12. Руднева, А. О. Международная торговля : учеб. пособ. / А. О. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 234 с.
6
13. Руднева, А. О. Особенности участия России на мировом рынке нефти в период с 1992 по 2013 гг. в контексте благоприятной ценовой конъюнктуры / А. О. Руднева // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2016. – № 4. – С. 48-53.
14. Руднева, А. О. Становление энергосырьевой ориентации российского экспорта: от зерна к нефти / А. О. Руднева // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2016. – № 3. –С. 98-102.
15. Рыбалкин, В. Е. Международные экономические отношения: учебник / В. Е. Рыбалкин, В. Б. Мантусов, Б. Б. Логинов [и др.] ; под ред. В. Е. Рыбалкина, В. Б. Мантусова. - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 704 с.
16. Торопков В.М. Структурно-территориальная организация международной торговли / В.Н. Торопков // Проблемы информатизации и управления. - 2009. - Вып. 9. - С. 108-112.
17. Чернега О.Б. Международная торговля как источник и фактор устойчивого развития / О.Б. Чернега, Т. Кожухова // Вестник Херсонского государственного университета. - 2015. - Вып. 12. - Ч. 3. - С. 32-38.
18. Яковлев П. П. Трансатлантическое партнерство: контекст, значение, проблемные аспекты / П. П. Яковлев / // Перспективы : электрон. журн. – 2016. – № 4. – С. 25-40.
19. Participation of developing economies in world [Электронный ресурс]. – Режим доступа: trade https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2017_e/
WTO_Chapter_06_e.pdf. - Дата обращения 13.03.2019.
20. World trade and GDP growth in 2016 and early 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступу: https://www.wto.org/. - Дата обращения 13.03.2019