Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Изучение мотиваций поведения политических субъектов имеет весьма долгую историю. На практике, различные мотивации пытались по-разному трактовать. Одни религиозные деятели пытались разделить мотивации на хорошие и плохие, другие философы пытались через мотивацию найти общие корни среди всех людей, третьи пытались через объяснение мотивации проанализировать окружающий человека мир, а четвертые выводили общие законы мотивации как непреодолимую судьбу человечества.
Мотивы, заставляющие человека идти или не идти на выборы, заниматься протестной активностью, участвовать в митингах, или же просто заинтересоваться политической статьёй, могут сильно различаться у разных людей. Но выделить ряд закономерностей, упорядочить и классифицировать эти мотивы - задача ученых политических психологов. Вызовы, которые стоят перед человеческой цивилизацией в XXI веке нуждаются в глубоком изучении мозга человека.
Цель исследования – обзор различных классификаций и исследований мотивов политического участия в отечественных и зарубежных работах.
Исследовательские задачи предусматривают:
1. характеристика особенностей понимания мотивации и мотивов в отечественной психологии и особенности данных понятий в рамках политической психологии.
2. анализ понятий «мотивация», «мотив», «политическое участие» и характеристика определения данных понятий в отечественной психологии.
3. классификацию политического участия.
1.Понятие мотивации политического поведения
Изучение мотивации политического участия - это актуальная проблематика в рамках политической психологии. Интерес к проблеме политической активности имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Еще в древнейших индийских источниках, таких как «Артхашастра» и «Тирукурал» рассматривалась проблема человеческой «кармы», влияющей на все его поступки. В Древней Греции проблема «души» так же широко рассматривалась на протяжении многих поколений философов. Так, Платон рассматривал душу как некий центр между идеальным и искаженным мирами. В христианском и традиционном учении считалось, что все действия человека имеют прямое влияние на состояние его «души» после смерти. Религиозная традиция впоследствии еще долгие века отражалась в научно-философских работах. Так, существовали позитивные мотивы, которые оказывают благотворное влияние на человека и общество и негативные, которые существуют лишь ради эгоистических помыслов отдельного индивида.
Н. Макиавелли анализируя политику раздробленной Италии, отмечал, что в любом политическом действии всегда можно увидеть «маленький экономический интерес». Дж. Вико называл три мотива, которые заставляют человека творить зло: гордыня, жадность и гнев. В своих работах, анализируя древние источники «Илиада» и «Одиссея», Вико пытался понять мотивацию поступков главных героев, их ценностей и сделать из этого выводы об их эпохе. А немецкий социолог М. Вебер, анализируя развитие капитализма в западной Европе считал, что причины резкого экономического подъема Америки кроются в отходе от католических верований в сторону протестантизма. Основным постулатом его теории считалось то, что протестантская мораль сместила центр «греховности души» с момента смерти в сторону ежедневной деятельности, которая могла приносить свои плоды лишь тому, кто постоянно действовал при жизни.
В XIX веке, после Эпохи Просвещения, философская мысль постепенно начала отходить от религиозных постулатов в пользу учения о человеческом разуме. Сам разум стали окрашивать в самые разные характеристики. Одной из центральных идей стало то, что человеческий разум, а значит и сам человек по определению является свободным, а сами люди равны между собой по рождению. В этом логическом ключе любое стремление к свободе является главной мотивацией каждого индивидуума. В дальнейшем эти идеи только продолжали развиваться. Пиком этой мысли стало учение К. Маркса, который пришел к выводу о том, что все человечество развивается последовательно, но при этом, одна часть населения эксплуатировала другую. Основным мотивом развития он считал стремление к выгоде одной части населения и ее закономерное паразитирование на другой. Однако со временем, когда капиталистическая система закономерно должна будет изжить себя, подавляемая часть населения должна будет восстать и сбросить с себя оковы эксплуатации. После этого должно было произойти строительство нового общества.
Когда человеку пытались приписать некоторое количество общечеловеческих параметров поведения, являющихся системой его мотиваций. Так, одна из многих попыток описать систему индивидуальных мотивов, основанных на психологическом анализе, была предпринята А. Смоллом. Он классифицировал 6 типов т.н. «человеческих желаний», которые регулируют его мотивы и действия: здоровье, благополучие, возможность адаптироваться в обществе, знание, красота и ощущение собственной правоты. Исходя из этого, он выводит несколько типов мотивов: желания, связанные с физическими функциями человеческого тела, связанные с использованием материальных товаров, с желанием реализовать социальные инстинкты, активностью интеллекта, удовлетворением эстетических суждений и наконец, связанные с активностью сознания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Вострокнутова Т.Ф., Вострокнутов Е.С. Мотивационные факторы политического поведения личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 41.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с..
3. Козубовский В.М. Общая психология. Методология, сознание, деятельность: учебн. пособие. - Минск: Амалфея, 2003.
4. Лабковская Е.Б., Артеменко О.А. Источники мотивации поведения российского избирателя // Ананьевские Чтения 1999. 40-летие создания в Санкт-Петербургском (Ленинградском) университете первой в стране лаборатории индустриальной (инженерной) психологии. - 1999.
5. Ольшанский Д. Основы политической психологии: учебное пособие для вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 496 с.
6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. - М.: Педагогика, 1986. - С. 33-48.
7. Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для вузов. - М: ИНФРА-М, 2002. - 448 с.