Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – является очень ответственным периодом в процессе воспитания, так как
это возраст начального становления личности ребенка. В это время в общении дошкольника со
сверстниками возникают достаточно сложные взаимоотношения, которые существенным образом
влияют на развитие его личности.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, прочно связан с другими детьми. И чем
старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со
сверстниками.
Таким образом, дошкольное детство – это важный период развития человека. Его существование
детерминировано общественно-историческим эволюционно-биологическим развитием социума и
конкретного индивидуума. Это и определяет возможности и задачи развития дошкольника.
Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью не зависимо от грядущего школьного
обучения [3].
1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития - это своеобразное совмещение того, что выработалось в психике
дошкольника и таких взаимоотношений, которые устанавливаются у него с социальным
окружением [7, с. 28].
Ребенок выходит за границы собственного семейного круга и установленных взаимоотношений с
взрослым социумом. Ядром социальной ситуации развития является взрослый человек как
носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В то же самое время ребенок
дошкольного возраста не может в действительности принимать участие в жизни окружающих его
взрослых. Такое противоречие легко разрешается в игре, которая является ведущим видом
деятельности дошкольника. Это единственный вид деятельности, который помогает
моделировать жизнь взрослых и принимать участие в ней [3].
2. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Другие виды деятельности ребенка.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. Предметом игровой
деятельности является взрослый человек как носитель конкретных социальных функций, который
вступает в определенные взаимоотношения с окружающими людьми и применяющий в
собственной деятельности установленные правила. Существенное изменение в поведении
заключается в том, что потребности ребенка отстраняются на второй план, и на первый план
выходит четкое исполнение правил игры [3].
Структура сюжетно-ролевой игры:
в каждой игре свои определенные игровые условия, участвующие в ней дети, куклы,
другие игрушки и предметы;
тема;
сюжет – это та сфера действительности, которая находит свое отражение в игре.
Первоначально дошкольник ограничен границами семьи и потому его игры тесно связаны с
бытовыми и семейными проблемами. Впоследствии, по мере овладения новыми областями
жизни, ребенок начинает применять все более сложные сюжеты – военные, производственные и
т.д. Помимо того, игра с одним и тем же сюжетом понемногу становится более длительной и
устойчивой. В 3-4 года дошкольник может сфокусироваться на игре только 10-15 минут и ему,
потом, необходимо переключиться на что-либо другое. Достигнув возраста 4-5 лет, одна игра у
дошкольника уже может продолжаться до 40-50 минут. Старшие же дошкольники могут играть в
одну и ту же игру по несколько часов подряд, а некоторые игры у них могут растянуться на
несколько дней.
роль (главная, второстепенная);
игрушки, игровой материал;
игровые действия (те моменты в деятельности и взаимоотношениях взрослых, которые
воспроизводятся ребенком).
3. Развитие психических функций в дошкольном возрасте
Восприятие у дошкольников становиться более осмысленным, совершенным, анализирующим,
целенаправленным. В нем можно выделить произвольные действия, такие как рассматривание,
наблюдение, поиск. Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может описать предмет по
величине и форме. Он усваивает систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко) [10, с.93].
Память. Дошкольное детство является возрастом, наиболее благоприятным (сензитивным) для
развития памяти. Младшие дошкольники отличаются непроизвольной памятью. Ребенок не
устанавливает перед собой цель что-либо вспомнить или запомнить, также у него отсутствуют
специальные способы запоминания. Если события его жизни были интересными,
увлекательными, вызвали сильный эмоциональный отклик, то они запоминаются легко
(непроизвольно). Средний дошкольный возраст характеризуется началом формирования
произвольной памяти. Целенаправленное, сознательное запоминание и припоминание
появляются лишь эпизодически. Обычно они входят в состав прочих видов деятельности, так как
они необходимы и при выполнении поручений взрослых, и в игре, и во время занятий -
подготовки дошкольника к школьному обучению [2].
4. Особенности личности дошкольника
Эмоциональная сфера. Для дошкольного возраста в целом характерна спокойная
эмоциональность, отсутствие насыщенных аффективных вспышек и конфликтов по
несущественным поводам. Однако из этого совсем не следует снижение насыщенности
эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника так сильно наполнен эмоциями, что к вечеру
он может, устав, достичь сильного утомления [5, с. 77].
В этот период изменяется и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их
состав были включены моторные и вегетативные реакции. Переживая обиду, ребенок начинал
плакать, кидался на диван, закрывая лицо руками, или же хаотично передвигался, выкрикивал
несвязные слова, дыхание было неравномерным, пульс учащенным. В состоянии гнева он кричал,
краснел, сжимал кулачки, мог бросить, сломать попавшуюся под руку вещь, ударить кого-нибудь и
т.д. Данные реакции сохраняются и у дошкольников, однако внешнее выражение эмоции
становится у части детей становится более сдержанным. Ребенок начинает печалиться или
радоваться не только по поводу того, что он делает в определенный момент, а также по поводу
того, что ему еще нужно будет сделать.
5.Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе
На базе возникновения личного сознания у детей дошкольного возраста появляется кризис 7 лет.
Выделим основные признаки кризиса 6-7 лет:
1. потеря непосредственности (между действием и желанием врезается переживание того,
какое значение данное действие будет иметь для дошкольника);
2. манерничание (ребенок утаивает что-либо, что-нибудь из себя строит);
3. симптом «горькой конфеты» - ребенку нехорошо, однако он старается не показать этого.
Заключение
Развитие личности детей дошкольного возраста включает две стороны:
ребенок начинает понимать окружающий мир, осознавать свое место в нем;
развитие чувств и воли обеспечивает действие мотивов поведения.
Изменения в личностном развитии детей дошкольного возраста приводит к появлению
следующих психических новообразований: произвольность поведения, самостоятельность,
креативность, самосознание, детская компетентность.
Все же основным личностным образованием дошкольного возраста является развитие
самосознания ребенка, что заключается в оценке своих умений, физических возможностей,
нравственных качеств, осознание себя во времени. Постепенно дошкольник начинает осознавать
свои переживания, эмоциональное состояние.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста:
Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Л.Н. Вахрушева. - М.: Форум,
2012. - 192 c.
2. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова
- М., 2002 г.- [Электронный ресурс]: http://bookre.org/reader?file=1332798
3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо,
2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). - ISBN 5-699-03524-9- [Электронный
ресурс]: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-pedmast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0
%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20(pdf)/%D0%92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%
D0%B8%D0%B9%20%D0%9B.%D0%A1.%20%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B
5%D1%91%20%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%
D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1
%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%9
1%D0%BD%D0%BA%D0%B0.pdf
4. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 169-75.
– [Электронный ресурс]: https://studfiles.net/preview/1725460/
5. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2-х т. Т. 2.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Н.С.
Ежкова. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 127 c.
6. Земцова, О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет: Учебное пособие /
О.Н. Земцова. - СПб.: Азбука-Аттикус, Махаон, 2013. - 128 c.
7. Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста:
коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида / Г.Н. Лаврова. - М.: Владос,
2014. - 223 c.
8. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студентов вузов,
обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социал. педагогика», «Педагогика»
/ В. С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М. : Изд. центр «Академия», 2009. – 637 с.
9. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст :
учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии /
В. Э. Пахальян. - СПб. : Питер, 2012. - 237 с.
10. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение,
творчество, профориентация / В.Г. Степанов. - М.: Академический проект, 2013. - 315 c.