Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституционный строй России воспринимается как категория общества и государства. Невозможно консолидировать устои государства, не затрагивая устои общества, и наоборот, устои общества в значительной степени являются предпосылкой для функционирования государства. В первую очередь необходимо установить то, как мы будем понимать гражданское общество. В учебной и научной литературе существует ряд понятий «гражданское общество», от совокупности тех или иных неправительственных организаций до отождествления его определенным уровнем развития самого общества. Под гражданским обществом понимается общество с развитыми экономическими, политическими, гражданскими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного статуса. Таким образом, гражданское общество позволяет некоммерческим организациям решать возникающие социальные проблемы и удовлетворять, соответственно, социальные потребности, основанные на принципах добровольности, гласности, открытости и других.
Общественные объединения создаются для социально значимой деятельности - обеспечивать возможность решения многих общественных проблем без вмешательства государственной власти. Таким образом, общественные объединения являются важными институтами гражданского общества, поэтому их эффективное осуществление своей деятельности имеет большое значение, для чего, в свою очередь, необходимо наличие четкой согласованной нормативно-правовой базы в сфере регулирования общественных объединений, которая, к сожалению, в России еще не сложилась. В настоящее время законодательство в сфере общественных объединений нельзя назвать стройной и логичной системой, в нем наблюдаются пробелы и противоречия, что создает трудности при его применении на практике.
1. Содержание конституционно-правового статуса общественных объединений в России
Право на объединение закреплено в ст. 30 Конституции Российской Федерации , в соответствии с которой каждый вправе объединяться, включая право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может принуждаться к вступлению в общественное объединение или быть принужденным пребывать в нем.
Общественными объединениями признаются политические партии, профессиональные союзы, молодежные ассоциации, творческие союзы, национально-культурные общества и иные общественные организации, массовые движения, религиозные и другие объединения. Они создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами, удовлетворения профессиональных и любительских интересов, развития научного, технического и художественного творчества, охраны здоровья населения, участия в благотворительности, охраны природы, памятников истории и культуры, а также другой деятельности, не запрещенной законом.
Конституция РФ посвятила деятельности общественных объединений ряд статей. Так, в ст. 13 закрепляются основы правового статуса общественных объединений, вводятся ограничения на создание и деятельность общественных объединений, если их цели и действия направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушают целостность Российской Федерации, подрывают безопасность государства, содействуют разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), государство гарантирует гражданам России свободу создания общественных объединений. В ст. 30 Конституции указано, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. В то же время никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.
В действующем законодательстве получил свое закрепление объемный комплекс правовых норм, регулирующих правовой статус общественных объединений, порядок их учреждения, реорганизации и ликвидации . Среди всех актов федерального уровня особое значение для регулирования деятельности общественных объединений имеет Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» .
В соответствии с указанным законом под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, которое создается в соответствии с инициативой граждан. По нашему мнению, в указанном определении было бы целесообразно заменить слово «формирование» на слово «объединение», так как первой чаще всего упоминается применительно к бандформированиям или террористическим формированиям.
Также представляется, что Федеральный закон об общественных объединениях должен содержать определение, которое возможно применить ко всем без исключения объединениям граждан, чего нельзя сказать об определении, приведенном в ст. 5 рассматриваемого закона.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-
Показать больше