Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос 9 «Понятие и классификация рабочих мест»
Основой занятости, формирующей спрос на труд, является сложившаяся в экономике система рабочих мест и динамика ее развития. Структура занятости в целом повторяет структуру рабочих мест, каждое из которых можно рассматривать в двух аспектах: организационнотехнологическом и социально-экономическом. В связи с этим целесообразно выделить две категории рабочих мест: физические и экономические. Под физическим рабочим местом (ФРМ) понимается пространственная зона, предназначенная для выполнения работ (оказания услуг) одним работником в одну смену и оснащенная в этих целях соответствующим набором средств труда. Наличие такого рабочего места является необходимым, но не достаточным условием существования спроса на труд и обеспечения продуктивной (общественно полезной, полной и постоянно оплачиваемой) занятости. Для рентабельной работы организации требуется, чтобы рабочее место существовало бы и как экономическое, т.е. чтобы существовал платежеспособный спрос на продукцию или услуги организации, а также имелось наличие ряда условий функционирования, и в первую очередь оборотных средств, обеспечивающих ФРМ предметами труда, энергией, информацией, заработной платой и т.п. Таким образом, под экономическим рабочим местом (ЭРМ) понимается совокупность материальновещественных, социально-экономических, экологических и других условий, обеспечивающих продуктивную занятость одного работника. В зависимости
3
от поставленных целей и задач объектом учета и аттестации могут выступать как физические, так и экономические рабочие места. Рабочее место должно быть приспособлено для конкретного вида работ с учетом предъявляемых к нему эргономических требований, антропометрических и психофизиологических особенностей человека, санитарно-гигиенических условий работы в соответствии с характером трудового процесса.
Вопрос 19. Нормирование труда в промышленных предприятиях в условиях автоматизированного производства
С помощью нормирования труда в условиях автоматических линий обеспечивается решение следующих задач: - расчет норм труда и необходимой численности обслуживающих линию рабочих: наладчиков, операторов, слесарей, контролеров; - установление регламента обслуживания. В связи с тем, что работающие на автоматических линиях чаще всего объединены в комплексные бригады, вопросы нормирования труда решаются одновременно с выбором форм разделения и кооперации труда и системы обслуживания. В качестве норм могут применяться нормы производительности автоматической линии, в то же время являющиеся нормами выработки для обслуживающих ее рабочих, нормы времени и нормы обслуживания. Нормы производительности оборудования устанавливаются по лимитирующему оборудованию, входящему в состав линии. При этом необходимо выбрать наиболее рациональный режим работы лимитирующего оборудования. Режим работы остального оборудования устанавливается исходя из времени, затрачиваемого на изготовление продукции на лимитирующем
4
оборудовании. Этим достигается синхронизация автоматической линии, аналогичная синхронизации поточных линий. Норма производительности линии (Нп.л) определяется по формуле Нп.л = А х Кп.в х Кн, где А - часовая теоретическая производительность лимитирующего оборудования автоматической линии; Кп.в - коэффициент полезного времени машины; Кн - коэффициент, учитывающий неполное использование линии по независящим от рабочих и производства техническим причинам (определяется экспериментальным путем). Как правило, при проектировании линии подбирается оборудование равной производительности. Однако могут быть случаи, когда имеется оборудование разной производительности, что ограничивает (лимитирует) производительность всей линии. Иногда оборудование может оказаться лимитирующим из-за высокого (по сравнению с другими) коэффициента неполного использования машины (Кн) по независящим от производства причинам. В этом случае количество лимитирующего оборудования определяется с учетом коэффициента Кн. После расчета необходимой для обслуживания автоматической линии персонала, этот расчет уточняется с помощью проведения фотографии рабочего времени, по данным которой осуществляется рациональное перераспределения работ по обслуживанию линии между рабочими с целью более полной загрузки и уменьшения их численности. Например, при недогрузке наладчика основной работой, в обязанности ему могут вменяться частичный или полный уход за линией, устранение мелких неисправностей оборудования, оснастки, загрузки заготовками выгрузка деталей и т.д. Оператор в целях обеспечения наиболее полной загрузки, кроме своих основных функций, может осуществлять замену масла, смазочноохлаждающей жидкости и т.д.
5
Вопрос 29. Оплата труда работников автотранспортных предприятий
Наиболее распространенной должностью на предприятиях автомобильного транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является должность водителя. Численность водителей на большинстве предприятий составляет более 50% от общей численности работников. Труд водителей может оплачиваться повременно и сдельно. При выборе системы оплаты за основу принимаются вид перевозок, условия их выполнения и другие факторы. В частности, труд водителей маршрутных такси, автобусов, осуществляющих городские, пригородные, междугородные и заказные перевозки пассажиров, оплачивается повременно. При этом размер часовых тарифных ставок водителей устанавливается по видам перевозок и зависит от вместимости автобусов: с увеличением вместимости часовая ставка повышается. На практике и при установлении размеров ставок с помощью соответствующих коэффициентов выдерживается определенное соотношение между ними. Минимальное значение коэффициента устанавливается водителю, работающему на автобусе марки ПАЗ. Водителям, работающим на автобусах марки ЛАЗ655, коэффициент составит 1,1; на автобусах марки ЛИАЗ и ЛАЗ 699, — 1,23; на автобусах марки «Икарус», — 1,38. Кроме заработной платы водителям маршрутных такси и автобусов выплачиваются предусмотренные трудовым законодательством надбавки и доплаты (за классность, разрывной характер работы, за отработанное время в каждой смене с двумя выходными, сверхурочное время, время простоя в резерве, участие в ремонте и т.д.) Премирование водителей, занятых на всех видах перевозок пассажиров, производится как за индивидуальные результаты, так и за общие результаты работы бригады, измеряемые доходами (выручкой) от перевозок. За индивидуальные результаты премия начисляется за выполнение плана по
6
доходам и за выполнение планового количества рейсов. Премирование за общие результаты бригады осуществляется за выполнение плана по доходам всей бригадой водителей. Премия за коллективные результаты распределяется между членами бригады с учетом коэффициента трудового участия. Премия начисляется за фактически отработанное время на линии с учетом доплат и надбавок, выплачиваемых в установленном порядке: за классность, работу в ночное время, разрывной график, предусматривающий разделение смены на части. Кроме того, премия водителям может быть установлена за отсутствие дорожно-транспортных происшествий по вине водителя, нарушений правил техники безопасности об охране труда, за содержание автомобиля в технически исправном состоянии, соблюдение санитарных норм и правил, выполнение приказов и распоряжений качественно и в срок. Оплата труда водителей такси в большинстве городов России устанавливается в определенной доле от выручки, полученной за каждый заказ. При данном способе водитель заинтересован в перевозке пассажиров на дальние расстояния. Труд водителей грузовых автомобилей в зависимости от условий работы может оплачиваться повременно и сдельно. Применение повременной системы оплаты труда экономически оправдано в тех случаях, когда нет возможности для точного учета производительности автомобиля в тоннах и тонно-километрах или когда эта производительность в силу объективных причин недостаточна (например, на перевозках, связанных с хозяйственным обслуживанием предприятий, являющихся заказчиками транспортных услуг, при транспортировке мелких партий груза, при перевозках с заездами, при эксплуатации автомобилей специального назначения — топливозаправщиков, автомобилей технической помощи, автоклавов и др.).
7
При повременной оплате применяются часовые тарифные ставки, дифференцированные по маркам автомобилей в зависимости от грузоподъемности последних. Водители грузовых автомобилей, труд которых оплачивается повременно, получают разнообразные надбавки, доплаты и премии, предусматриваемые положениями об оплате труда и премировании, которые действуют на каждом предприятии.
Показать больше