Фрагмент для ознакомления
2
Ответы на вопросы
1. Что является основой стоимости товара с точки зрения классической школы? Чем определяется цена товара с позиции теории предельной полезности?
Ответ. Основой стоимости товара с точки зрения классической школы являются необходимые затраты на его производство, а также затраты на рабочую силу.
Цена товара с позиции теории предельной полезности является польза, которую приносит товар, причём она должна удовлетворять самые маловажные нужды. Чем меньше единиц товара, тем они дороже.
2. Что такое полезность товара? Что представляет собой общая полезность и как она изменяется по мере потребления дополнительных порций данного товара?
Ответ. Полезность - это способность товара удовлетворять какую-либо потребность покупателя. Эта способность товара и представляет его ценность в глазах покупателя. Покупатель ценит не количество затраченного т руда, а необходимость, полезность данного товара именно для данного покупателя. Всякий товар, чтобы быть проданным, должен обладать полезностью для покупателя.
Общая (совокупная) полезность – это общее удовлетворение, которое получает потребит ель от потребленных им товаров или услуг. По мере потребления дополнительных порций общая полезность увеличивается с меньшей скоростью.
3. Как определяется предельная полезность? Сформулируйте закон убывающей предельной полезности.
Ответ. Предельная полезность – полезность каждой дополнительной единицы потребляемого блага.
Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Закон убывающей предельной полезности гласит, что функция полезности возрастает и выпукла вверх.
4. В чем проявляется взаимосвязь между законами убывающей предельной полезности и снижающегося спроса?
Ответ. Взаимосвязь между законами убывающей предельной полезности и снижающегося спроса заключается в том, что спрос на тот или иной продукт падает, так как его потребность в той или момент падает по мере насыщения этим продуктом.
5. Назовите факторы, определяющие рациональный потребительский выбор. Что представляет собой условие потребительского равновесия?
Ответ. Факторами рационального потребительского выбора, являются цена товара, качество товара, их соотношение, ассортиментность товара. Изменяющийся уровень потребления благ (снижение или рост потребления) — это соответственно, иной набор благ, иной уровень предпочтений, что может быть изображено иными, соответствующими этому изменяющемуся уровню кривыми безразличия. Каждому строго фиксированному уровню потребления соответствует своя кривая безразличия.
6. В чем проявляется эффект замещения (замены)? Что представляет собой эффект дохода? От чего зависит степень влияния эффекта дохода и эффекта замещения на спрос?
Ответ. Эффект замещения - часть влияния изменения цен на спрос, вызванное изменением относительных цен, при условии, что потребит ели получают достаточную компенсацию для сохранения прежнего уровня полезности.
Эффект дохода - часть реакции в спросе на товар в ответ на изменение его цены, которая обусловлена увеличением реального дохода потребителей в результате снижения цены.
Эффект замещения противоположен эффект у дохода, который представляет собой воздействие на спрос изменений в реальном доходе, вызванных изменением цен, при условии, что относительные цены остаются постоянными. Эффект замещения от падения цен всегда является не отрицательным, а положительным, до тех пор пока вообще возможно какое-либо замещение, тогда как эффект дохода от уменьшения цен обычно положительный и может быть отрицательным только для низкокачественного товара.
1) изменение величины спроса на товар в результате замещения (замены) более дорогих товаров менее дорогими.
Например, увеличение цены на кофе приводит к рост у потребления чая;
2) влияние, которое оказывает изменение цены ресурса на количество этого ресурса, используемого потребителем.
Изменения, происходящие на рынке связанные с количественным предложением товара, всегда зависят от цены, установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и т ем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, характеризует возрастание спроса на него.
Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменение реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает влияние на общий уровень цен =>реальные доходы растут =>дополнительный доход, направляется на дополнительные единицы.
7. Что представляет собой кривая безразличия? Объясните закон замещения (замены). Что называется картой безразличия?
Ответ. Кривая безразличия – совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворение потребностей, т.е. приносящие ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карт у безразличия.
Полностью загруженная экономика всегда должна при наращивании производства одного товара, сокращать производство какого либо другого товара.
Карта безразличия множество кривых безразличия, графическое представление функции полезности.
8. Приведите уравнение бюджетной линии. Как определяется коэффициент трансформации?
Ответ. Бюджетная линия - линия возможностей потребления, или линия цен.
Z = q1p1 + p1p2 =Σ qipi (i=12)
где, q1 и q2 —количества товаров вида 1 и 2;
p1 и p2 —их цены;
Z —общий расход.
Отношение Px/Py называют коэффициентом трансформации, или коэффициентом преобразования благ. Он показывает возможность взаимозаменяемости двух товаров при том же денежном доходе. Коэффициент трансформации характеризует крутизну, или наклон, бюджетной линии.
9. Каким образом графически определяется оптимальный потребительский выбор?
Ответ. Потребитель желает выбрать такую комбинацию товаров X и У, которая обеспечит максимальную совокупную полезность и при этом позволит не выйти за пределы своего бюджета. Решая эту задачу графически, потребитель будет продвигаться по линии бюджетного ограничения от точки ее пересечения с горизонтальной осью вверх. При этом линия бюджетного ограничения будет поочередно пересекать кривые безразличия, обеспечивающие все более высокие уровни общей полезности. Такое движение будет осуществляться до тех пор, пока бюджетная линия не коснется наивысшей кривой безразличия, доступной для касания. В этой точке касания двух кривых (Е) достигается оптимальный выбор потребителя, при котором совокупная полезность в пределах данного бюджета максимизируется.
10. При каком соотношении предельной нормы замещения и коэффициента трансформации потребитель находится в положении равновесия?
Ответ. Потребитель графически находится в положении равновесия в точке, где наклон бюджетной линии равен крутизне кривой безразличия. Последнюю отражает предельная норма замещения, или коэффициент субституции.
Наклон бюджетной линии показывает коэффициент трансформации.
Опираясь на свои предпочтения, потребитель при заданном бюджете и ценах пытается определить, какое количество каждого товара ему следует купить. Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией означает положение равновесия потребителя. В этой точке наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии. Именно в этой точке соблюдается равенство MU1 / p1 = MU2 / p2 = … = MUn / pn, а потребитель максимально удовлетворяет свои потребности.
11. Какие виды деятельности государства способствуют достижению эффективного действия рыночного механизма? Какие функции выполняет правительство для смягчения и устранения недостатков рыночной системы?
Ответ. Экономические функции правительства можно разделить на две группы:
1) направленные на обеспечение эффективного действия рыночного механизма;
2) направленные на сглаживание недостатков рыночной системы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балакина, Т.П. Микроэкономика: промежуточный уровень. Сборник задач с решениями и ответами: Учебное пособие / Т.П. Балакина, Е.А. Левина, Е.В. Покатович и др. - М.: ГУ ВШЭ, 2013. - 503 c.
2. Басовский, Л.Е. Микроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИН-ФРА-М, 2013. - 224 c.
3. Белоусова, И.Э. Микроэкономика: Базовый курс: Учебник для бакалавров / И.Э. Белоусова, И.В. Бубликова; Под ред. Г.А. Родина, С.В. Тарасова. - М.: Юрайт, 2013. - 263 c.
4. Деньгов, В.В. Микроэкономика в 2 т. т.1. теория потребительского поведения. теория фир-мы. теория рынков 4-е изд: Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.В. Деньгов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 410 c.
5. Маховикова, Г.А. Микроэкономика. продвинутый курс: Учебник и практикум / Г.А. Махови-кова, С.В. Переверзева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 322 c.
6. Розанова, Н.М. Микроэкономика. практикум: Учебное пособие для бакалавров / Н.М. Роза-нова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 690 c.
7. Розанова, Н.М. Микроэкономика. руководство для будущих профессионалов в 2 томах: Учебник для академического бакалавриата / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 800 c.
8. Тарасевич, Л.С. Микроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенни-ков, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 543 c.
9. Тиссен, Е.В. Микроэкономика: Индивидуальное поведение и стратегическое взаимодей-ствие участников рынка: Учебное пособие / Е.В. Тиссен, И.А. Борисов. - М.: Флинта, 2016. - 92 c.
10. Чеканский, А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень: Учебник / А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. - М.: Проспект, 2016. - 688 c.