Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Максимизация прибыли – естественное желание всех субъектов коммерческой деятельности. Рост рентабельности невозможно обеспечить без оптимизации системы ценообразования. Выработка ценовой и товарной политики предприятий должна соотноситься с двумя факторами: уровнем спроса и предложения в целевом сегменте.
Равновесная рыночная цена – идеальное сочетание уровня издержек предприятия и степени доходности деятельности. Она позволяет определить точку безубыточности, идентифицировать оптимальные объемы производства и сбалансировать ценообразование.
1 Понятие равновесной цены
Сравнение ценовой точки равновесия с текущими ценами в избранном сегменте продаж позволяет выявить ниши для расширения производства, наращивания объемов предложения, обнаружить бесперспективные пути развития компания и выделить главные стратегические цели для формирования коммерческой политики предприятия. Как это работает:
Равновесная оценка стоимости изделия или услуги превышает величину актуальной рыночной цены. Это направление деятельности не имеет перспектив в текущих условиях. Причины могут быть в высокой конкуренции в этом сегменте рынка, использовании отдельными участниками системы приемов демпинга цен, избыточном предложении.
Величина равновесной цены занижена, по сравнению с действующим на рынке диапазоном цен. Это свидетельствует о наличии возможности для вливания новых инвестиций, существующий
3
потребительский спрос не удовлетворяется в полной мере, требуется наращивание объемов производства.
В первой ситуации предпринимателям для увеличения прибыли придется искать пути снижения собственных издержек: за счет сокращения персонала, снижения требований к качеству исходного сырья. Альтернативный вариант – разработка нового продукта с аналогичными характеристиками, но с меньшим уровнем капиталоемкости и материалозатратности.
Вторая ситуация позволяет занять свою нишу на рынке без расходов на инновационные мероприятия. Предпринимателям для извлечения прибыли достаточно взять на вооружение существующие технологии производства и оперативно внедрить их. Альтернативный вариант – создание уникального продукта, у которого нет аналогов. В этом случае ниша будет пустовать, ценообразование формируется одним участником рынка, на конечную стоимость будут влиять издержки производства и расходы на рекламу.
2 Понятие спроса и предложения
Изучение спроса и предложения позволяет покупателю приобрести товар по минимальной цене, которая может сформироваться под влиянием различных факторов, а продавцу реализовать свой товар с получением наибольшей выгоды.
Иметь хотя бы минимальное представление о том, что такое спрос и предложение крайне важно. Зная, как себя они могут повести в зависимости от различных сложившихся ситуаций, вы с легкостью сможете купить или продать товар по наиболее выгодным для вас ценам.
По сути, сам рынок можно назвать соотношением предложения и спроса либо механизмом взаимодействия между продавцом и покупателем.
Спрос – это потребность человека в продукции или услуге. Другими словами, данное понятие можно охарактеризовать как объем товаров, которые хочет или готов купить потребитель. С одной стороны, спрос показывает нужду человека в той или иной продукции в конкретных количествах, а с другой – демонстрирует возможности потребителя оплатить свои покупки по доступным ценам.
Различают несколько видов спроса. Индивидуальный спрос отражает желание и возможности одного человека, рыночный – аналогичные потребности всех потенциальных покупателей. В большинстве случаев его величина зависит от ожиданий и доходов людей, стоимости товаров или услуг.
Иногда на этот показатель могут влиять неценовые факторы, такие как предпочтения человека, модные веяния или возможность заменить конкретный вид продукции аналогами.
Закон спроса – взаимоотношение между количеством продукции, которую человек хочет купить, и ее стоимостью.
Простыми словами, при наличии на руках определенной денежной суммы покупатель сможет получить тем больше продукции, чем ниже ее стоимость. И наоборот, с ростом цен объемы покупок будут меньше.
3 Формирование равновесной цены под влияние спроса и предложения
4
Избыточный спрос, порождающий дефицит товара на рынке, оказывает на цены давление «снизу», «подталкивает» их вверх. В условиях рыночного равновесия у фирм исчезнут побудительные мотивы увеличивать выпуск товара.
Избыточное предложение — превышение объема предложения над объемом спроса. Нераспроданная продукция пойдет на склад и, в конечном итоге, может обернуться потерями для производителей. Поэтому и такая ситуация не может сохраняться длительное время. Избыточное предложение, порождающее избыток товара на рынке, оказывает на цены давление «сверху», заставляя их понижаться. В этой ситуации производители начнут сокращать выпуск товара, пока на рынке не установится равновесная цена.
Эта цена носит название равновесной цены —- цены, при которой количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, которое предлагается к продаже фирмами. Все остальные цены являются неравновесными.
Ситуацию рыночного равновесия можно представить графически, совместив в одних осях координат графики спроса и предложения представлено на рисунке 1.
Заключение
Определение точки равновесия в вопросах ценообразования начинается с анализа взаимосвязи между величиной спроса и предложения. Оптимальным значением цены является уровень, при котором вся производимая продукция будет распродаваться.
Равновесная рыночная цена – идеальное сочетание уровня издержек предприятия и степени доходности деятельности. Она позволяет определить точку безубыточности, идентифицировать оптимальные объемы производства и сбалансировать ценообразование.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Аникина Е.А. Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 413 с.
2) Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов/И.В. Липсиц. — М.: Омега-Л, 2016. — 656 с.
3) Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебник/Л.М. Куликов, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011 - 455 с.
4) Маховикова, Г. А. Экономическая теория: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 443 с.
5) Основы экономической теории: учебник и практикум для СПО / С. А. Толкачев [и др.]; под ред. С. А. Толкачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 410 с.
6) Основы экономической теории: учебник и практикум для СПО / В. М. Пищулов [и др.] ; под общ. ред. В. М. Пищулова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 179 с.
7) Словарь финансово-экономических терминов / А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; под общ. ред. д. э. н., проф. М. А. Эскиндарова. — М.: Издательско&торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 1168 с.
5
8) Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / под.ред. Булатова А.С. — М.: Экономисть, 2012 — 896 с.
9) Экономическая теория / под ред. Добрынина А.И., Л. С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. - 544 с: ил.
10) Экономическая теория: учебник для бакалавров / В. Ф. Максимова [и др.]; под общ. ред. В. Ф. Максимовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 580 с
11) Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.:Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2016 - 544 с:
12) Экономическая теория/ под ред. Лобачевой Е.Н. 3-е изд., перераб. и доп.- М.: 2012. — 516 с.
13) Янова, В.В. Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов/В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип. — М: Издательство «Экзамен».2014, — 382с