Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема соотношения содержания и формы, исследуемая философией в целом и рассматриваемая в искусстве, как будто очевидна: она возникает вследствие дисбаланса этих категорий. Поэтому каждый художник при создании произведения искусства пытается достичь здесь наибольшего синтеза, но, к сожалению, это не всегда случается. В чем же суть синтеза содержания и формы в искусстве, и в творческом процессе, в частности
Философия учит, что содержание есть всеобщая характеристика ценности значения какой-либо вещи, в частности, в эстетике; употребляется как обозначение ценного и значимого содержания эстетического предмета, в противоположность его форме. Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную динамическую сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счете разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию.
1. Содержание театрализованного действия
Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи. А в применении к представлениям типа предвыборной агитации, тематических концертов, массовых празднеств слово театрализация может означать лишь органическое сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику. Иначе говоря, начало художественнообразное сливается здесь воедино с началом утилитарным (дидактическим, агитационным, пропагандистским) и ему подчиняется . Думается, что и сценарную драматургию подобных
3
представлений на современном этапе целесообразно называть широким и достаточно точным в искусствоведческом плане термином драматургии театрализованных представлений.
Несмотря на возрастающую роль театрализации и место, которое занимают театрализованные формы, можно констатировать, что ее теория разработана слабо. Сегодня нет единого понимания сущности театрализации, ее определения и функций, не исследовано ее место во всех сферах идеологической работы, возможности, границы и принципы использования. В свою очередь не разработанность теоретических вопросов театрализации отрицательно сказывается на деятельности практиков.
Наиболее распространенной ошибкой практиков, обусловленной чисто эмпирическим подходом к театрализации, является ее понимание как привнесение художественного материала (кинофрагмента, сцены из спектакля, песни, музыки, танца, концертного номера) в праздничнообрядовое действо. Таким образом, она попадает в один ряд с художественной иллюстрацией, представляя, по существу, лишь более сложную ее разновидность.
Другой, часто встречающейся в практике ошибкой является механический подход к театрализации, понимание ее в качестве универсального метода, присущего всей художественномассовой работе. Это приводит к непомерному и необоснованному расширению границ ее использования.
Сценарист и режиссер массового действия – это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников организации не спектакля, а именно массового действия, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. По своей художественной природе театрализованное праздничнообрядовое действо воплощает высокую идею в яркой образной форме . При этом, образное решение, являющееся сутью театрализации и выступающее в качестве сценарно-режиссерского хода, превращает праздник в специфический способ обработки социальной информации.
Такая двойственность функции театрализации, синтезирующей реальную и художественную деятельность, связана с конкретными моментами в жизни людей, требующими осмысления необыденного значения того или иного события, выражения и закрепления своих чувств по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному усилению действия, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра . Тем самым театрализация предстает не как обычный прием педагогического воздействия на массы, который можно использовать везде и всюду, а как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству.
2. Единство содержания и формы в театрализованном действии
Уже со дня своего зарождения театр несет в себе идею гуманизма, которая аккумулирует социально-общественную жизнь в Древней Греции. Для организации представлений, даже во время войны, они могли свободно выезжать в другие государства. Более того, они освобождались вообще от воинской повинности. А уже в середине IV века до н.э. в Греции впервые появляются актеры-профессионалы, который стали объединяться в театральные товарищества.
До середины XIX века вообще не существовало режиссуры, как специальной профессии. Суть в другом - в том коренном перевороте, который свершался в театральном искусстве на рубеже XIX и XX веков. Театр актерский становился театром режиссерским, и в этом все дело. Появилась не просто новая профессия, зарождался принципиально новый вид искусства - искусство театральной режиссуры, режиссура драмы.
4
Схема физических действий является тем каркасом, на котором наращивается все то, что составляет сущность человеческого образа. Вместе с тем, она является методом, проверяющим органичность сценического поведения и самым выразительным отражением всех чувств, переживаний и вообще всего, заключенного в сценический образ». Таким образом определяет основу метода физических действий народный артист СССР В.О. Топорков.
Проиллюстрировать единство содержания и формы можно на таком примере. В начале 1930-х годов в МХАТе задумали поставить «Мёртвые души». Как вспоминал исполнитель роли Чичикова В. О. Топорков, всем, кто бывал на репетициях Константина Сергеевича Станиславского, памятна взволнованная атмосфера напряженных исканий и открытий, когда рушились общепринятые представления о знакомых вещах и перед актерами раскрывались совершенно новые творческие горизонты.
Заключение
В ходе творческого процесса над созданием театрализованного представления в режиссере должны гармонично уживаться все три ипостаси. Одной из них недостаточно. Только тогда режиссер театрализованных представлений создает окрашенный его индивидуальностью, его неповторимым видением, стилем его мышления художественный мир, который раскрывает его с разных сторон.
В сценарии театрализованного представления, в виду ослабления функции сюжета, композиция берет на себя роль главного организатора художественно-документального материала, ее функция становится определяющей. Именно поэтому в процессе создания литературного сценария важнейшим моментом творчества является монтаж материала, композиционное решение.
Показать больше