Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Методы финансового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.
Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированный подход к их решению.
необходимость использования различных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение конкретного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансо-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта.
1. Методы финансового контроля
Можно выделить шесть основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза.
Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.
Обследование — один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т. д.
Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.
Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федератьных внебюджетных фондов; Федератьное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.
В зависимости от различных оснований проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные,, выездные, встречные и др.
Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лиц
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев, А. Г. К истории становления государственного финансового контроля в России / А.Г. Андреев, Д.В. Никольский. - М.: Экономическая газета, 2017. - 510 c.
2. Бровкина, Н. Д. Основы финансового контроля / Н.Д. Бровкина. - М.: Магистр, 2016. - 384 c.
3. Государственный финансовый контроль: моногр. . - М.: Рид Групп, 2017. - 512 c.
4. Евдокимова, А. В. Внутренний аудит и контроль финансово-хозяйственной деятельности организации / А.В. Евдокимова. - М.: Научная книга, 2015. - 300 c.
5. Иванюженко, А. Б. Государственный и муниципальный финансовый контроль: моногр. / А.Б. Иванюженко. - Москва: Высшая школа, 2016. - 398 c.
6. Ильин, А. Ю. Механизм правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля / А.Ю. Ильин, В.В. Котов, М.А. Моисеенко. - М.: Проспект, 2016. - 654 c.
7. Качкова, О.Е. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях. Монография / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева. - М.: КноРус, 2016. - 232 c.
8. Кондрат, Елена Николаевна Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность России. Правовые аспекты / Кондрат Елена Николаевна. - М.: Юстицинформ, 2013. - 789 c.
9. Методология контроля общественных финансовых средств. Материалы Международной научно-практической конференции. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 304 c.
10. Новое в региональном и муниципальном финансовом контроле. - М.: Библиотечка "Российской Газеты", 2017. - 144 c.
11. Отчет Государственного контроля по исполнению Государственной росписи и финансовых смет. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 451 c.
12. Пронин, А.Б. Бюджетный контроль в субъектах Российской Федерации. Финансово-правовое регулирование. Монография / А.Б. Пронин. - М.: Проспект, 2016. - 181 c.
13. Сабитова, Н.М. Государственный финансовый контроль / Н.М. Сабитова. - М.: НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ООО Москва, 2013. - 512 c.
14. Селезнев, А. З. Контроль финансовых потоков (+ CD-ROM) / А.З. Селезнев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 304 c.
15. Скобара, Вячеслав Государственный финансовый контроль в системе управления государством: моногр. / Вячеслав Скобара. - М.: Научная библиотека, 2013. - 542 c.
16. Терехова, Е. В. Негосударственный финансовый контроль / Е.В. Терехова. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 152 c.
17. Терехова, Е. В. Негосударственный финансовый контроль: моногр. / Е.В. Терехова. - М.: Издательство МГУ, 2017. - 152 c.
18. Фридман Аудит: контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции / Фридман, Пол. - М.: Аудит, Юнити, 2016. - 286 c.
19. Фридман, П. Аудит. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции / П. Фридман. - М.: Аудит, 2017. - 286 c.
20. Ялбулганов, А.А. Государственный финансовый контроль: современное правовое регулирование: моногр. / А.А. Ялбулганов. - М.: Российская газета, 2014. - 930 c.