Фрагмент для ознакомления
2
Массу тела (далее МТ) новорожденных принято классифицировать как нормальную (2,6-3,9 кг), большую (4,0 кг и выше), низкую (1,5-2,5 кг), очень низкую (1,0-1,5 кг) и экстремально низкую (до 1,0 кг). Вопрос о влиянии МТ при рождении на нервную систему, и как следствие на физическое и интеллектуальное развитие человека исследуется рядом авторов, но основное внимание при этом уделяется детям, рожденным с экстремально низкой или с очень низкой МТ [4,20,27,28] и в меньшей степени - детям, рожденным с низкой МТ [12,14,18,22].
В нашей стране число детей, рождаемых с низкой МТ (1,5-2,5 кг), достигает 6-10% [12,20], а за рубежом - 5-19% [29]. Чаще всего такие дети рождаются либо при преждевременных родах на сроках 34-38 недель, либо при срочных родах, но при наличии плацентарной недостаточности [20,31]. Эти дети имеют низкий иммунитет и высокую заболеваемость на первом году жизни [12], а девочки отстают по физическому развитию до 7 лет [14] и даже до 17-18 лет [18], и для них характерна задержка полового созревания [14,18].
По данным литературы [11, 21], дети с большой МТ (4,0 кг и выше), рождаются в 10-20% случаев и среди них преобладают мальчики. Считается, что причинами развития большой МТ плода является наличие у матери таких состояний, как сахарный диабет и/или ожирение [21], врожденный или приобретенный порок атриовентрикулярных клапанов сердца [26], низкий уровень в крови альфа-фетопротеина [23], высокий уровень белка, связывающего гормон роста [25] и особенности метаболизма плода, обусловленные генетическими факторами [18].
Полагают [24], что большая МТ при рождении повышает риск развития патологии в родах, которая, в свою очередь, увеличивает риск перинатальной смертности и негативно влияет на дальнейшее развитие детей. Показано [20], что большевесные дети уже через 1 год после рождения не отличаются от сверстников по физическому развитию. Однако, по данным Хурасевой А.Б. [18], девочки, рожденные с большой МТ, даже в пубертатном периоде опережают своих сверстниц с нормальной МТ по весу и росту, но при этом имеют задержку полового созревания. Как известно на интеллектуальное развитие человека, в том числе на успеваемость огромное влияние оказывает состояние вегетативной нервной системы (далее ВНС).[20]
Развитие детей, рожденных с массой тела менее 2500 изучено достаточно хорошо, однако исследований по детям, рожденным со сниженной массой тела (2500 – 2999г), при этом находящихся в пределах нормы и считающихся доношенными крайне мало. Учитывая неоднозначность и малочисленность данных о влиянии МТ при рождении на физическое и умственное развитие взрослых и состояние их , в работе была поставлена цель - оценить физическое развитие и влияние на состояние ВНС массы тела при рождении у детей, рожденных со сниженной или большой МТ (но на более 5000г), в сравнении с детьми, рожденными с нормальной МТ.
Материалы и методы исследования
Обследовано 106 учащихся 1-5 курсов КГМУ по данным опросного листа, представленного в приложении 1. Критерии включения: возраст 18-22 года для всех групп, Все исследуемые были разделены на три группы - родившиеся с нормальной МТ (3-3,9 кг; группа 2), с большой МТ (4,0-5,0 кг; группа 3) и со сниженной МТ (2,999-2,5 кг; группа 1).
В связи с относительно небольшого числа исследуемых симптомы, характерные для вегетососудистой дистонии, выявленные у обследуемых были объединены в 3 основные группы:
1) Относящиеся к чрезмерная активности симпатического отдела ВНС;
2) Относящиеся к активации парасимпатическог отдела ВНС;
3) Относящиеся к переменной активации подсистем ВНС
Критерии исключения – перенесенные после рождения черепно-мозговые травмы; сахарный диабет любого типа; гипертензивная болезнь; наличие органической симптоматики при оценке неврологического статуса; эпилептические припадки. По критериям исключения 14 студентов были исключены из исследования в связи с возрастом менее 18 лет или старше 22 лет и 2 - по перечисленным заболеваниям.
Уровень физического развития при рождении и его динамику во взрослом возрасте оценивали по общепринятым показателям [9] - длине и массе тела (далее ДТ, МТ), массо-ростовому индексу (далее МРИ, г/см), индексу Кеттеле (кг/м2) при рождении и в возрасте 18-22 лет.
Таким образом, были сформированы исходные группы и данные по ним для расчетов. Выборка по группам представлена в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1 – Группа с весом менее 3000г
Ваш пол Ваш возраст (цифрами) 1. Ваш вес сейчас,КГ 2. Ваш рост сейчас, СМ Инд Кетле взрослого 3. АД обычно (мм.рт.ст) 8. Ваш вес при рождении (в граммах) 9. Ваш рост при рождении (в сантиметрах) Инд Кетле рожд Диагноз «перинатальная энцефалопатия» «родовая травма» стимуляция родов перидуральная или эпидуральная анестезия Вариант родоразрешения токсикоз (гестоз) v матери Вегетососудистая дистония Чрезмерная активность симпатического отдела Активация парасимпатическоготдела Переменная активация подсистем
Женский 17 70 165 25,71 120/70-80 2650 51 10,19 Нет Нет Нет Да Естественные роды Нет нет нет нет нет
Женский 20 55 153 23,50 90/60 2950 53 10,50 Нет Да Нет Нет Естественные роды Да Нет нет нет нет
Женский 22 58 172 19,61 100/70 2900 49 12,08 Да Нет Да Нет Естественные роды Нет Есть Есть нет нет
Женский 19 53 169 18,56 130/80 2800 56 8,93 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Да Есть Есть нет нет
Женский 20 64 166 23,23 130/80 2700 50 10,80 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Нет Есть нет нет Есть
Женский 20 64 166 23,23 130/80 2700 50 10,80 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Нет Есть нет нет Есть
Женский 20 64 166 23,23 130/80 2700 50 10,80 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Нет Есть нет Есть нет
Женский 20 64 166 23,23 130/80 2700 50 10,80 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Нет Есть нет Есть нет
Женский 19 53 165 25,71 90/60 2500 47 11,32 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Да Есть Есть нет нет
Женский 20 45 161 19,47 90/60 2950 50 11,80 Нет Да Да Нет Естественные роды Да Есть Есть нет нет
Мужской 20 99 160 38,67 100/70 2950 51 11,34 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Нет Нет нет нет нет
Женский 18 49 160 19,14 100/70 2800 50 11,20 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Да Нет нет нет нет
Женский 19 65 173 21,72 120/70-80 2500 50 10,00 Да Нет Нет Нет Естественные роды Нет Есть нет Есть нет
Женский 20 56 158 22,43 90/60 1600 42 9,07 Нет Да Нет Нет Естественные роды Да Есть Есть нет нет
Мужской 22 72 172 24,34 120/70-80 2800 52 10,36 Нет Нет Нет Нет Кесарево сечение Нет Нет нет нет нет
Женский 19 48 160 18,75 90/60 2900 49 12,08 Нет Нет Нет Да Естественные роды Да Нет нет нет нет
Мужской 19 75 191 20,56 120/70-80 2700 50 10,80 Нет Да Нет Нет Естественные роды Нет Есть Есть нет нет
Женский 21 50 151 21,93 90/60 2700 47 12,22 Нет Нет Нет Да Кесарево сечение Да Есть Есть нет нет
Женский 19 62 160 24,22 100/70 2900 51 11,15 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Да Есть нет нет Есть
Женский 20 55 160 21,48 100/70 2350 48 10,20 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Нет Нет нет нет нет
Женский 19 52 167 18,65 130/80 2100 47 9,51 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Нет Есть нет Есть нет
Мужской 19 68 183 20,31 90/60 2900 50 11,60 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Да нет нет нет нет
Женский 22 60 164 22,31 100/70 2950 51 11,34 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Да Есть нет Есть нет
Женский 19 53 166 19,23 90/60 2950 49 12,29 Нет Да Да Да Кесарево сечение Да Есть нет нет Есть
Мужской 19 82 188 23,20 120/70-80 2900 51 11,15 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Нет Есть Есть нет нет
Женский 19 55 164 20,45 100/70 2850 50 11,40 Да Нет Нет Да Кесарево сечение Да Есть Есть нет нет
Женский 21 63 164 23,42 100/70 2900 50 11,60 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Нет Нет нет нет нет
Мужской 19 74 175 24,16 120/70-80 2950 53 10,50 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Нет Нет нет нет нет
Женский 20 55 174 18,17 120/70-80 2850 54 9,77 Нет Нет Да Нет Естественные роды Нет Есть нет Есть нет
Женский 18 57 156 23,42 100/70 2900 51 11,15 Нет Нет Нет Нет Естественные роды Нет Есть нет Есть нет
Таблица 2 – Группа с весом 3000-3999г
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Агейкин В.А. Недоношенные дети. // Медицинский научный и учебно-методический журнал. 2003. № 16. С. 3-15.
2. Айламазян Э.К., Кулаков В.И., Радзинский В.Е., Савельева Г.М. (ред). Акушерство. Национальное руководство. - М. «Гэотар-Медиа», 2007. 1197 с.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивации на развитие интеллектуальных
способностей. //Модернизация отечественного образования: сущность,
проблемы, перспективы: серия трудов «Философия образования». -
Новосибирск: Изд. ГЦРО, 2005. - Том XII. - С.355-361.
4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Волгина С.Я. и др. Недоношенные дети в детстве и отрочестве (медико-психосоциальное исследование). М., 2001. 188 с.
5. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся //Справочник руководителя образовательного учреждения. М.: «МЦФЭР», 2009. №8. С. 65-74.
6. Войнов В.Б. Механизмы функционального созревания высшей нервной деятельности в цикле сон-бодрствование, обеспечивающие адекватность адаптации ребенка к школе // Автореф. дисс. ... д.б.н. Астрахань, 2011. 34 с.
7. Гланц С. Медико-биологическая статистика. М.: Практика, 1999. 459 с.
8. Дмитренко В. М. Физическое, половое и нервно-психическое развитие
детей. Часть 1 [Электронный ресурс] // Справочник педиатра: персональный портал семейного врача Дмитренко Виктора Михайловича, 2007. - глава 1. 1ЖЬ: http://dinytrenko.in.иа/ЯртуосЬп 1'к ресНа!га/1 -д1 .Ь1т1 (дата обращения
02.12.2011, 15:52).
9. Доскин В.А., Келлер X, Мураненко Н.М. и др. Морфофункциональные константы детского организма. -М.: Медицина, 1997. 286 с.
10. Дубынина М.Г. Взаимосвязь общего интеллекта и отдельных его компонентов с академической успеваемостью студентов //Социально-культурные проблемы развития промышленного производства, транспорта и услуг: история и современность. /Под ред. С.А. Ветрова, А.Е. Рослякова. -Омск: Изд-во ГУПС, 2006. С.71-74.
11. Евсюкова И.И., Кошелева Н.Г. Сахарный диабет: беременные и новорожденные - М.: Миклош, 2009. 272 с.
12. Жуйкова Г.В., Торопова М.М. Состояние здоровья детей с
гипотрофией. // Современная перинатология: организация, технологии,
качество: Материалы IV Ежегодного конгресса - М., 2009. С.20.
13. Зырянова Н.М. Академическая успешность близнецов и их одиночно рожденных сверстников. Часть 2 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2009. № 5 (7). URL: http://psystudy.ru (дата обращения 16.11.2011, 16:34).
14. Матковская Л.И. Особенности физического и полового развития девочек-подростков, родившихся недоношенными // Автореф. дисс... к. м. н. Челябинск, 2006. 18 с.
15. Рыжавский Б.Я. Развитие головного мозга: отдаленные последствия влияния некомфортных условий /3-е изд., - Хабаровск: Издательство ДВГМУ,
2009. 278 с.
16. Сельверова Н.Б., Филлипова Т.А., Кожевникова О.В. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. М., 2000. 584 с.
17. Трухина С.И., Циркин В.И. Комплексный портрет первоклассника как один из подходов в изучении физиологии образовательной деятельности. Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. 308 с.
18. Хурасева А.Б. Репродуктивное здоровье женщин, родившихся с полярными значениями массы тела.//Автореф. дисс. ... д.. м.. н. Курск, 2010. 46 с.
19. Циркин В.И., Юрчук-Зуляр О.А., Хлыбова С.В. Половое и физическое развитие девочек: Влияние перинатальных и антропогенных факторов и спортивной специализации. Saarbrbcken: LAP LAMBERT Academic Publicshing, 2011. 292 c.
20. Шабалов Н.П.Неонатология. Tl. М.:МЕДпресс-информ, 2004. 608 с.
21. Шехтман М.М., Варламова Т.М., Бурдули Г.М. Заболевания эндокринной системы и обмена веществ у беременных. М.:«Триада-Х», 2001. 127 с.