Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении более полутора столетий неизменным является интерес к творчеству известного французского классика – Гюстава Флобера. Романы Гюстава Флобера являются объектом изучения многих исследователей на протяжении уже почти двух столетий. Творчество великого французского писателя рассматривалось с психологической и сюжетной точек зрения. Разные уровни коммуникации прослеживаются на примере его знаменитого романа «Госпожа Бовари». Роман увлеченно читают граждане разных стран, с интересом изучают литературоведы, об этом произведении пишут научные работы, также «Госпожу Бовари» часто экранизируют. Все это вызывает проблемы коммуникативного характера в связи с романом, который является шедевром мировой литературы.
Творчество Флобера было проводником времени, ступенькой к реализму, в нем нашли свое выражение исторические моменты развития Франции и Европы в целом: «Идеальное кончилось, лирическое исчерпало себя. Наступило отрезвление. Суровая, беспощадная правда проложила себе путь в искусство». Перемены, происшедшие в жизни французского общества второй половины XIX века, совпали с неизбежным крушением романтических настроений в литературе. Эти изменения совпали также с духовным переломом в самом писателе. Закончилась юность, завершился процесс становления личности самого Флобера. Он прошел школу романтического ученичества, мучительно расставаясь со своими юношескими романтическими идеалами.
Множество романов о супружеской неверности были написаны до Флобера. Воспользовавшись уже известным в литературе сюжетом, писатель нашел способ рассказать не только о трагической судьбе еще одной запутавшейся женщины, но и выразить свое отношение к окружающей жизни, поэтому роман «Госпожа Бовари» приобрел многоплановый, глубокий психологический и социально-философский смысл. Как в зеркале, в нем отразилась атмосфера жизни 50-х годов XIX века во Франции, пережившей крушение революционных идеалов в событиях 1848 года, поэтому уже сама сумрачная, серая тональность романа выражала настроения безнадежности и тоски писателя.
«Госпожа Бовари» это «психо-аналитический роман», в котором писатель скрупулезно, до мельчайших деталей анализирует психологию своей героини. История Эммы Бовари внешне ничем не примечательна: скучный муж, пара любовников, похожие один на другого, долги - все это, несмотря на трагический конец, очень даже обыкновенно и пошло. И не сочетание страсти и обмана привлекло писателя, трагического и гротескного. Он, обособившись от происходящего, не становится ни на сторону героини, ни на сторону обманутого мужа, потому что считает, что причины всех трагедий следует искать не во взаимоотношениях между супругами, а в законах и нравах общества. Поэтому разоблачение «всей этой лжи» превращается в романе в разоблачение пороков буржуазного общества.
1. Сюжет и образы романа
В романе «Госпожа Бовари», писатель рассказывает о стоячем болоте убогого провинциального быта, в котором любое событие, которое в столице получило бы легкое разрешение, приводит к краху. Ионвиль, где жила Эмма, олицетворял всю Францию: здесь было свое дворянство, свое духовенство, своя буржуазия, свои рабочие и крестьяне, свои бедняки. Они все живут бок о бок, но глубоко равнодушны к друг-другу, а то и враждебны друг другу. Они замкнулись в собственном мирке, подобно сборщику налогов г-ну Бине. В Ионвиле живет лавочник и ростовщик Лере, каждый ионвилец для него возможная прибыль, на которую он охотится с поразительным коварством, расставляя ловушки кредита. Сильные здесь помыкают слабыми, хозяева срывают свою злобу на слугах, бедняки на животных. Для кучера трактира «Ласточка» нет большего удовольствия, чем издеваться над слепым бедняком.
Эгоизм и черствость разъедают всю округу. Лишь сельскохозяйственная выставка на короткое время, казалось, объединяет бедных и богатых, хозяев и слуг. Эмме Бовари предстояло жить среди этих людей. Их эгоцентризм и равнодушие главным образом будут способствовать ее гибели, когда, запутавшись в долгах, она будет метаться по городку, и никто не поможет ей.
Драматическим узлом романа является противоречия между мечтой и реальностью. В монастырской школе, где воспитывалась главная героиня, у нее сложился романтический идеал, полный высоких чувств и страстей. Она прочла массу любовных романов и в мечтах воображала себя героиней одного из них, представляя прекрасного возлюбленного, богатую жизнь в древнем замке и т. п.
Поэтому легкое волнение и смущение при первой встрече с Шарлем она ошибочно принимает за жгучую страсть, она пытается найти в своем муже олицетворение ее идеала: лепечет ему сентиментальные слова и поет в саду при лунном свете. Но Шарль не был от этого ни более взволнован, ни более влюблен, он был слишком простым человеком, к тому же еще и бездарным врачом, этаким воплощением рогоносца. Сам того не понимая, он не оправдал ожиданий Эммы, и она стала ненавидеть и избегать мужа. Ее мечты сосредоточиваются на любовнике, она мечтает о далеких путешествиях, об Италии и Париже. Червствая и жестокая по отношению к окружающим, погруженная в собственное отчаяние, она «хочет умереть и жить в Париже».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Грудкина, Т.В. 100 великих мастеров прозы [Текст] / Т.В. Грудкина - М.: Вечер, 2009. - 480 с.
2. Зенкин, С. Работы по французской литературе [Текст] / С. Зенкин - Екатеринбург: Издво Уральского ун-та, 1999. - 320 с.
3. Иващенко, А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории романтизма во Франции [Текст] / А.Ф. Иващенко. - М.: Просвещение, 1955. - 240 с.
4. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А. Соловьевой. - М.: Высшая школа, 1991. - 637 с.
5. Набоков, В. Лекции по зарубежной литературе / Пер. с англ. Под ред. Харитонова В. А. - М.: Издательство Независимая газета, 1998. - 512 с.
6. Половинкина, О. От реализма к натурализму [Текст] / О. Половинкина // Литература. - 2005. - № 6. - С. 36-43.
7. Пузиков, А. «Госпожа Бовари» Г.Флобера [Текст] / А. Пузиков. - М.: Правда, 1981. -140 с.
8. Реализм. Реалистический социально-психологический роман «Госпожа Бовари» Г. Флобера. Анализ произведения [Электронный ресурс] - http://www.licey.net/ Ht/foreign/flober
9. Реизов, Б. Г. Два романа Флобера [Текст] / Б.Г. Реизов. - М.: Худож. лит., 1971. - С. 5-22.
10. Реизов, Б.Г. Творчество Флобера [Текст] / Б.Г. Реизов. - М.: Худож. лит., 1955. - 524 с.
11. Теплинский, М.В., Султанов, Ю.И. Литература. 10 класс [Текст] / М.В. Теплинский, Ю.И. Султанов. - Киев: Ирпинь, 2005. - 528 с.
12. Флобер, Г. Госпожа Бовари [Текст] / Г. Флобер. - М.: Правда, 1981. - 340 с.