Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Понятие, сущность, исторические типы и формы демократии 6
Многообразие теорий демократии 13
Заключение. 21
Список использованных источников 22
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной политологии принято рассматривать термин: "политический режим" в контексте определенных методов и способов осуществления власти государством. С помощью данного понятия оценивается политика государства, его сущность и влияние на международные процессы. Нередко социум и государственность считаются открытыми, закрытыми, демократическими, тоталитарными и авторитарными; военизированными, гражданскими и смешанными; клерикалами, теократическими и др.
Актуальность данного исследования определяется тем, что без понимания сущности политического режима (будь то авторитарный, демократический, тоталитарный) невозможно изучить государственное устройство той или иной страны, разобраться в выбранной политике и способах достижения поставленных целей, которые ставит перед собой государство.
На сегодняшний день не существует конкретной дефиниции к понятию "политический режим", но существует множество трактовок данного понятия: комплекс средств и способов функционирования политической власти; модель, тип взаимодействия государственно-властных структур и общества; система определенных политических отношений между государством и социумом; присутствие доминирующих форм идеологии; доминирование особой политической духовности. Каждый политический режим включает в себя основные принципы: процедуры и способы функционирования властных институтов, и осуществление той или иной политической власти, выработка важных общественно-политических решений; взаимоотношения между политической властью и его гражданами.
К тому же термин "политический режим" затрагивает систему развития представительских учреждений; функционирование и условие, при котором возможна реализация политических партий и других общественных организаций, идентификация индивида, права и основные обязанности граждан; степень развитости экономической и сельскохозяйственной сферы, деятельность правоохранительных органов, возможность и регламентирование того, что запрещено и разрешено. Формирование политического режима отличается спонтанностью. Для этого требуется много усилий со стороны государства и населения, действующих только в контексте конституции или других законов. Отмечают целый ряд классификаций политических режимов. Каждая трактовка той или иной классификации не является буквальной, так как полностью выдержанных и завершенных политических режимов историческая наука и политология не знает. Систематизировать политические режимы стали в начале XX ст., однако до 60-х годов XX ст. пользовались систематизацией Г. Вебера, который проводил параллель между демократическими и недемократическими политическими режимами. В начале 60-х годов американский политолог 3. Бжезинский, основываясь на выводах Р. Даля о многополюсности власти и на том, что ни одному государство не удалось достичь демократии, установил понятие тоталитарного режима на основе сопоставления политических систем бывших социалистических стран и при этом конкретизировал, что во многих социалистических странах господствовали авторитарные политические режимы. Функциональность и характерные черты политических режимов изучались учеными в течение многих десятилетий. На сегодняшний день политические режимы изучаются через призму философских и политических учений, при которых политические режимы видоизменялись, и происходила замена одного политического режима на другой. Основной принцип классификации режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. В данной работе рассматривается демократическая форма политического режима, определяется его сущность, многообразие и влияние на международные процессы.
Понятие, сущность, исторические типы и формы демократии
Термин «демократия» определяется в качестве формы устройства и способа деятельности любой социальной организации, которая основана на принципе равенства ее участников, настоящего взаимодействия при выработке решений, выборе руководящих органов и их периодической отчетности перед членством организации. При этом понятие демократии и демократичности считается основополагающим, является, своего рода фундаментом к осуществлению деятельности политических партий, массовых социальных движений, профессиональных объединений, творческих организаций и т.д. Разные организации, ориентированные на экономику, научно-исследовательские институты и другие общеобразовательные институты могут функционировать благодаря демократии. При таком расширенном контексте значительное внимание уделяется политической демократии. Отличительной особенностью политической демократии считается то, что в нее входит и политическая сторона социума, и политическая форма организации и механизм осуществления политического курса государства. Таково основное толкование понятие "политическая демократия". В смысловом контексте политическая демократия используется при описании определенных состояний политической жизни общества.
Прежде всего, в качестве формы государственного осуществления власти выбираются граждане страны, которые могут принимать какие-либо политические решения на пикетах и митингах, общественных собраниях, референдумах. Народу отдается определяющая роль. Он основной двигатель власти. В свою очередь, решения принимаются путем набора большего количества голосов. Такой вид демократии принято считать непосредственно определяющим или прямым.
Далее, в качестве разновидности такого государственно-политического устройства принято считать политическую волю граждан, которые действуют в рамках законодательства, комплекса юридических норм,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александрова Ю.А. Оценка гражданами эффективности деятельности органов государственной власти: значение и роль в политической культуре современной России /под ред. Ю.А. Александрова // Educatio, №5(12), 2015. – С. 163-167.
2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. – М.: Мысль, 2014, 500 с.
3. Асемоглу Д., Робинсон Дж.А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. – М.: Изд. АСТ, 2015, 693 с.
4. Асемоглу Д., Робинсон Дж.А. Экономические истоки диктатуры и демократии. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015, 512 с.
5. Ачкасов В.А. Транзитология – научная теория или идеологический конструкт? // Полис. Политические исследования, №1, 2015.- С. 30-38.
6. Барановский В.Г. Трансформация глобального миропорядка: динамика системных изменений // Полис. Политические исследования, №3, 2017. – С. 71-91.
7. Баталов Э.Я. Американская политическая мыль XX в. – М.: Прогресс-Традиция, 2014, 616 с.
8. В.В. Петухов, Р.В. Петухов. Демократия участия: институциональный кризис и новые перспективы//Полис, №5, 2015. - С.25- 48.
9. Демократизация /под ред. Харпера К.В., Бернхагена П., Инглхарта Р.Ф., Вельцеля К. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015, 708 с.
10. Зритнев В.В. Межинституциональное взаимодействие региональной исполнительной власти и гражданского общества: диссертация – кандидата социологических наук: 22.00.04 / под ред. Зритнева В.В. – Ставрополь, 2014. - 206 с.
11. Каменская Г.В. Мир без Модерна. // Власть, №10, 2015. – С.115- 119.
12. Лапкин В.В. О национальном vs имперском обустройстве современного миропорядка. // Полис. Политические исследования, №4, 2018. – С.37-55.
13. Лукин А.В. Возможна ли другая демократия? // Полис. Политические исследования, №1, 2014. – С. 10-27.
14. Лэйн Д. Мираж демократии // Полис. Политические исследования, №6, 2014.– С.127-148
15. Мартынов Б.Ф. «Запад» и «не-Запад»: прошлое, настоящее…будущее? – М.: ИЛА РАН, 2015, 172 с
16. Меркулов С.С. Взаимодействие субъектов гражданского общества с органами государственной власти: проблемные аспекты // Вестник государственного и муниципального управления, №4, 2015.- С. 22-27.
17. Пшизова С.Н. Можно ли управлять демократией? // Полис. Политические исследования, №1, 2014. – С.28-45.
18. Р.Ф. Туровский. Российское местное самоуправление: агент государственной власти в ловушке недофинансирования и гражданской пассивности//Полис, №2, 2015. – С. 35-51.
19. Сидоренко Г.И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством / под ред. Г.И. Сидоренко // Молодой ученый, №8, 2015.- С. 749-753.
20. Сморгунов Л.В. Сетевые полит. партии // Полис. Политические исследования, №4, 2014 – 2014.– С.21-37.
21. Цыганков П.А. Политическая динамика современного мира: теория и практика. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2014, 571с.
22. Чуприна Я.С., Лавриненко Н.И. Взаимодействие государства и гражданского общества до 2030 года: проблемы и перспективы // Научно – методический электронный журнал «Концепт», 2014. – Т. 20. – С. 1276- 1280.
23. Будущее демократии. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nicbar.ru/theoria_democraty13.htm Дата обращения: 16.04.19
24. Горбунова М.А. Вызовы и перспективы развития современной демократии. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pglu.ru/science/researches/nii-panin/vestnik/v3/M_A_Gorbunova.pdf Дата обращения: 16.04.19
25. Демократический режим: понятие и основные черты. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kulturoznanie.ru/politology/demokraticheskij-rezhim-ponyatie-i-osnovnye-cherty/ Дата обращения: 16.04.19
26. Концепция творческой демократии И. А. Ильина в свете современной теории демократии. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://old.nasledie.ru/persstr/persona/muntan/article.php?art=2.Дата обращения: 16.04.19
27. Кудрявцев, Ю. А. Демократия как разновидность политического режима. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1239647 Дата обращения: 16.04.19
28. Пантин В.И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России. // Политические институты на рубеже тысячелетий. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/19204216/ Дата обращения: 16.04.19
29. Политические режимы. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-rezhimy.html Дата обращения: 16.04.19