Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование теорий местного самоуправления дает возможность проследить эволюционный процесс развития основных идей и выявить их значение для современного функционирования местного самоуправления.
Развитие местного самоуправления исторически связано с множеством социально-политических процессов, экономических и иных факторов.
Особенности местного самоуправления во многом зависят от национально-государственных традиций организации публичной власти в разных странах. Вместе с тем, многие ученые, придерживаясь различных идейно-политических взглядов, сущность политических преобразований неразрывно связывали с разработкой научных концепций местного самоуправления. Поэтому местное самоуправление находило теоретическое обоснование в идеях общественного договора, естественного права, принципа разделения властей, в политических учениях просветителей Франции, либералов Англии, реформаторов России XVII–XIX вв.
Теория местного самоуправления
Местное самоуправление наделено полномочиями по решению комплекса задач жизнеобеспечения населения, формированию инфраструктуры, рациональному использованию ресурсов, развитию территории, повышению качества жизни людей и подотчетно гражданам, проживающим в конкретном муниципальном образовании. Совершенствование системы местного самоуправления, повышение эффективности его деятельности, в том числе и на основе разработки методов контроля, необходимо в настоящее время в условиях развития местного самоуправления.
3
Местное самоуправление в Российской Федерации представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Потребности теории и практики местного самоуправления, связанные с проходящими изменениями в экономической, социальной и политической жизни, а также в государственном строительстве на основе положений Конституции Российской Федерации; необходимость создания необходимых правовых основ и условий для стабильного функционирования институтов неприкосновенности и ответственности депутатов, выборных лиц местного самоуправления; нестабильность законодательства о местном самоуправлении, в том числе и названного правового института; необходимость совершенствования правового регулирования института ответственности депутатов, выборных лиц местного самоуправления и обеспечения потребностей правоприменительной практики в этой сфере подчеркивают несовершенства в организации и выборе подходов к определению органов местного самоуправления.
Активное развитие местного самоуправления в России принято относить к середине XIX - началу XX вв. Именно в то время, русские ученые обратили внимание на действующие в зарубежных странах модели местного самоуправления, стараясь осмыслить взаимоотношения государства с местной самоорганизацией и определить роль местного самоуправления в механизме государственной власти.
Хотя задолго до этого времени в нашей стране уже прослеживались отдельные признаки наличия организации управления на отдельных административно-территориальных единицах. Но эта организация не носила системного характера, существовало в очень ограниченных рамках и почти не регулировалась нормами права.
Местное самоуправление является понятием, состояние которого напрямую отражают проблемы и особенности взаимодействия государства и общества в определенный промежуток времени в определенной стране. Поэтому существует такое разнообразие моделей и теорий этого института, воплощенных в разных организационных формах.
Основными теориями местного самоуправления, повлиявшими на его становление в нашей стране, считаются теория свободной общины, общественная (хозяйственная) и государственная теории.
В России термин «местное самоуправление» стали использовать только в середине XIX в. Под ним подразумевалась деятельность органов, отличных от государственных, с целью удовлетворения потребностей местного населения. Но чаще, употреблялось понятие «общественное управление» .
Проведенные Александром I Земская (1864 г.) и Городская (1870 г.) реформы, подтолкнули страну в направлении децентрализации власти, то есть к выделению местного самоуправления. Согласно Положению о земских учреждениях 1864 г. создавались выборные земские собрания (губернские, уездные). В их ведении находились местные хозяйственные дела.
Организация местного самоуправления в период земской реформы строилась на основе общественной теории. Были определены вопросы местного значения, к которым относились
4
вопросы финансирования медицины, народного начального образования, строительства дорог, вопросы развития промышленности и торговли и т.д.
Сами земства рассматривались как юридические лица - общественные союзы, что было характерно для общественной теории. За земствами был установлен жесткий контроль со стороны губернатора и министра внутренних дел. Земства не получали дотаций из государственного бюджета, а собственный доход имели лишь благодаря налогам на крестьянские земли.
Так как государство жестко контролировало земские органы и ограничивало их самостоятельность, то можно сказать, что общественная теория не получила полного выражения. Кроме того, в организации местного самоуправления того времени проявились и недостатки общественной теории.
Как указывает Н.Л. Пешин, «государство передало ряд своих вопросов на уровень земств, и они попали в гораздо более сложное финансовое положение, чем современные органы местного самоуправления, поскольку мысли о необходимости соответствия делегируемых полномочий передаваемым материальным и финансовым ресурсам никем не высказывались. При этом функции земств в решении этих вопросов сводились к решению хозяйственных вопросов» .
Заключение
Таким образом, отечественная теория местного самоуправления развивалась под влиянием и при заимствовании зарубежных теорий. Но также она имеет присущие только нашей стране национальные черты и особенности, потому что на её становление и развитие оказывали влияние различные исторические, социально-экономические и национальные факторы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аяцков Д.Ф., Володин В.В., Джашитов А.Э. Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов, 1994. 206 с.
2. Дадашев А.Р. Основные теории местного самоуправления // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: региональный аспект Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Сборник статей. 2018. С. 75-77.
3. Дугарская Т.А., Кузнецов В.Н. Влияние различных теорий местного самоуправления на процесс становления местного самоуправления в России // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2015. С. 318-322.
4. Парилова К.Р., Пономарева В.В. Теории местного самоуправления // Вестник современных исследований. 2018. № 6.2 (21). С. 474-478.
5. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. - М.: Статут, 2007. 461 с.
5
6. Подсумкова А.А. Муниципальное управление: Словарь-справочник. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. 228 с.
7. Семиков Ю.В., Балаев А.И. Проблемы развития теории и практики местного самоуправления в Российской Федерации // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 357-360.
8. Харитонов А.М. Проблемы основных теорий местного самоуправления // Наука и общество в условиях глобализации. 2016. № 1 (3). С. 148-152.