Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной методической литературе долгое время не было термина, который бы обозначал детей с дефектами в развитии.
Достаточно часто их называли «дети со специальными проблемами», «дети с недостатками в развитии», «аномальные дети», «дети - инвалиды». Чаще всего использовали последнее понятие, поскольку дети, имеющие какие-либо отклонения в здоровье, чаще всего имеют ту или иную группу инвалидности.
На международном уровне чаще всего используется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И 30 июня 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» используемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» были заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья».
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
1.1. Нормативно-правовые основы организации психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся с ОВЗ
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.
В нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации входят документы нескольких уровней:
- международные документы (они подписаны СССР или Российской Федерацией);
- федеральные документы (Конституция РФ, Законы РФ, Семейный кодекс, Гражданский кодекс и др.);
- правительственные документы (к ним относятся постановления, распоряжения);
- ведомственные документы (Министерство образования и молодежной политики);
- региональные документы (правительственные и ведомственные).
Рассмотрим более подробно каждую группу документов.
Международные документы.
Первые законы, касающиеся закрепления права получения образования детьми с ограниченными возможностями на международном уровне появились более полувека назад.
Первым специальным международным документом, который относится к соблюдению права на образование, является Всеобщая декларация прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 года. Она стала основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности.
Самым важным международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями стала Конвенция о правах инвалидов. Она была принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. В 24 статье этой Конвенции говорится, что «государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
В Конвенции о правах инвалидов написано, что образование в полном объеме должно способствовать развитию развитию умственных и физических способностей. Также там указывается, что инвалидам должна быть обеспечена возможность эффективно участвовать в жизни свободного общества. В этом же документе оговаривается, что инвалиды должны иметь доступ к образованию там, где они проживают. И для них должны быть предоставлены эффективные меры индивидуальной поддержки в общей системе образования, которые облегчают процесс обучения. Для людей с ограниченными возможностями должны быть созданы
4
условия для освоения социальных навыков. Для всего это этого должно быть обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Российская Федерация приняла Конвенцию о правах инвалидов и взяла на себя обязательства по включению всех положений, указанных выше, в правовые нормы, которые регламентируют отношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
1.2. Цели и задачи психологического сопровождения образования обучающихся с ОВЗ
Сейчас есть тенденция к тому, что в нашей стране увеличивается количество детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И в связи с этим встает вопрос об обучении детей с ОВЗ. Ведь часто у таких детей отмечаются трудности в учебной и коммуникативной деятельности. Из-за того, что есть особенности развития, такие дети чаще всего имеют особенности в поведении.
При создании образовательного пространства, важно понимать, что каждому ребенку нужно создать благоприятные условия, учитывающие его индивидуальные особенности и потребности.
Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная система, в результате деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия, позволяющие успешно развиваться и обучаться всем детям.
Если мы говорим о сопровождении ребенка с ОВЗ, то здесь под ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную систему психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, которые связаны с развитием, обучением, воспитанием, социализацией. Причем это должна быть поддержка специалистов различного профиля, действующих согласованно.
В данном случае, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Сопровождение осуществляется социальными педагогами, учителями-дефектологами, логопедами, психологами и педагогами.
Целью такого сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- оказание помощи детям, нуждающихся в особых обучающих программах;
- создание благоприятного эмоционального климата в коллективе детей и в педагогическом составе;
- своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
5
- психологическое и педагогическое просвещение родителей и учителей по вопросам, которые затрагивают обучение и воспитание ребенка;
- изучение индивидуальных особенностей детей [1, с.22].
Все это позволяет предполагать, что для того, чтобы включить ребенка с ОВЗ в образовательный процесс необходим индивидуальный подход. Также нужно учитывать, что обучение должно быть строится так, что удовлетворялись бы потребности каждого ребенка.
1.3. Порядок выявления детей с ОВЗ
При выявлении детей с ОВЗ нужно учитывать, что каждый ребенок с ограниченными возможности здоровья является частью общества и у него есть все те же права, что и у остальных. Он так же, как и другие, имеет потребности, желания, интересы, которые связаны с реализацией его потенциала в процессе социализации.
Важно помнить, что ребенок с ОВЗ так же талантлив, как и его сверстники. Однако ему необходима помощь и безопасная окружающая среда, которая предоставляет ему возможность для познания, общения, проявления активности, творчества и для всестороннего развития.
Государство призвано создать условия, которые обеспечивали бы ребенку с ОВЗ удовлетворение не только его жизненно важных, но и социально значимых потребностей. Это может происходить через повсеместное создания социальных служб. Эти службы должны нивелировать те ограничения, которые препятствуют социализации детей с ОВЗ, тормозят их индивидуальное развитие.
Семья, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, должна получать полную информацию о реальном состоянии дел на первых этапах обращения в соответствующие центры и службы. Ей должна быть предоставлена специализированная помощь и поддержка в вопросах воспитания, обучения и реабилитации ребенка и т. д.
При создании и развитии системы определения детей с ОВЗ на региональном уровне должны осуществляться следующие мероприятия в качестве основных :
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. И в нормативно-правовую базу в области образования детей с ОВЗ в Российской Федерации входят документы нескольких уровней:
- международные документы;
- федеральные документы;
- правительственные документы;
6
- ведомственные документы;
- региональные документы.
Показать больше