Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
1) В древнеиндийской религиозной и философской традиции духовный Абсолют, безличное духовное начало - брахман.
2) Закон нравственного воздаяния, по которому сумма совершённых поступков предопределяет характер нового рождения и дальнейшего существования, - карма.
3) В индийской религиозно-философской традиции освобождение от колеса перерождений, преодоление сансары - мокша.
4) Концепция древнеиндийской философии, означающая безначальную и бесконечную цепь перерождений живых существ, - сансара.
5) Понятие в древнеиндийской философии, означающее всепроникающее субъективное духовное начало, - атман.
Задание 2. Реферативное изложение темы
1. Возникновение, особенности и значение философии в Древней Индии.
Индийская цивилизация является одной из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, которая оказала значительное влияние на всю мировую культуру.
Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:
1. Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).
2. Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.).
3. Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).
С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.
Философия Древней Индии была основана на текстах, содержавшихся в Ведах, которые были писаны на самом древнем языке – санскрите. Состоят они из нескольких сборников, написанных в виде гимнов. Считается, что Веды составлялись в течение тысячи лет. Веды использовались для культового служения.
Первые философские тексты Индии – это Упанишады (конец 2 тысячелетия до н. э.). Упанишады - это толкование Вед.
К основным положениям философии Древней Индии относят:
-совершенствование внутреннего мира человека;
-желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;
-искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;
-восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;
-неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;
-постижение знаний путем длительного сознательного погружения;
-подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.
Любая цивилизация строится на материальной и духовной культуре народа, его религиозных воззрениях и философских убеждениях. Философия Древней Индии строилась на ведической литературе, написанной на самом древнем письменном языке – санскрите еще в 15 веке до н.э. и, по мнению индусов, появившемся ниоткуда и, значит, имевшем божественное происхождение.
2. Философские идеи Вед и Упанишад. Основные положения ортодоксальных школ древнеиндийской философии (астика)
В Упанишадах сформировались главные индийские философские темы: идея бесконечного и единого Бога, учение о перерождении и карме. Единый Бог – это бестелесный Брахман. Его проявление – Атман – это бессмертное, внутреннее «Я» мира. Атман идентичен человеческой душе. Целью души человека (целью индивидуального Атмана) является слияние с мировым Атманом (мировой душой). Тот, кто живет в безрассудности и нечистоте, не сможет достигнуть такого состояния и войдет в круговорот перерождений по совокупному результату своих слов, мыслей и поступков, по законам кармы.
Упанишады - это в философии древние индийские трактаты философско-религиозного характера. Самые древние из них относят к 8 веку до нашей эры. Упанишады раскрывают главную суть Вед, поэтому еще их называют «веданта».
В них Веды получили наибольшее развитие. Идея связи всего со всем, тема космоса и человека, поиск связей, все это было отражено в них. Основой всего сущего в них является невыразимый Брахман, как космическое, безличное начало и основа всего мира. Еще одним центральным пунктом
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М. Бонгард-Левин. - М.: Восточная литература, 2000. - 495 с.
2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б.С. Ерасов. - М.: Наука, 1990. - 207 с.
3. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке / А.Е. Лукьянов. - М.: ИНСАН, РМФК, 1992. - 208 с.
4. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира / А.Н. Чанышев. - М.: Академический Проект, 2005. - 608 с.
5. Шохин В.К. Брахманистская философия / В.К. Шохин. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. - 355 с.