Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Анализ научной статьи
По материалам научной статьи, опубликованной в научном журнале (психологический, социологический и др.), и содержащей описание эмпирического исследования, воссоздать программу, которая легла в его основу. Ответить на вопросы: Какую проблему решают авторы с помощью данного исследования? В чем ее новизна и актуальность? Какова цель и задачи исследования? Выявить объект и предмет исследования. Определить ключевые понятия исследования, и дать им теоретическую и эмпирическую интерпретацию. Анализ предмета исследования и обсуждение гипотезы.
Мной будет изучена статья Устиновой О.В. «СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН», 2016 года.
Специалисты Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации провели исследование (январь – март 2015 г.), целью которого стало выявление количества бедных и малоимущих граждан, проживающих в крупных и средних городах России.
С целью изучения социального положения малоимущих граждан автором было проведено социологическое исследование, результаты которого затем сравнивались с результатами исследования Департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Новизна и актуальность этой темы заключается в том, что трансформация экономики и основных социальных институтов в России породила комплекс проблем, повлиявших на положение граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Усугубил ситуацию финансово-экономический кризис, повлиявший на реальные доходы населения, безработицу [2, 3].
Анализ статистических данных, начиная с 2000 по 2013 год, показывает неуклонное сокращение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (рис. 1, таблица). Но уже в январе 2015 года численность населения в России с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 15,9 %.
Резкое увеличение показателя бедности в 2015 году обусловлено финансово-экономическим кризисом в России, начавшимся в 2014 году и проявившимся в девальвации российского рубля по отношению к иностранным валютам, снижении цен на энергоресурсы, продажа которых составляет значительную часть в доходах бюджета России, а также введении экономических санкций в отношении России из-за событий на Украине [4, 5, 6].
Тенденция к росту числа малоимущих граждан, нуждающихся в социальной защите, требует особого внимания со стороны государства в отношении этой категории населения [5]. Поэтому решение проблемы социальной защищенности малоимущих граждан является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в Российской Федерации на современном этапе.
Объектом исследования являются малоимущие граждане крупных городов.
Предметом исследования социальная защита.
Основываясь на анализе данных социологического опроса, можно сделать следующий вывод: социальное положение малоимущих граждан г. Тюмени находится на низком уровне. Причины заключаются в следующем: низкая заработная плата; отсутствие дополнительных доходов; низкий уровень социальной поддержки; отсутствие алиментов (неполная семья); низкий размер пенсий и пособий; неудовлетворительные жилищные условия.
Только устранение указанных причин позволит повысить эффективность социальной защиты малоимущих граждан.
Задание 2. Подготовка исследования
Определить тему, актуальность и проблему исследования в социальной работе. Составить программу исследования, описать его реализацию (этапы), разработать анкету для выбранного исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена современной социально-экономической ситуацией, которая предъявляет новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. Всю жизнь человека происходит целенаправленное воздействие системы знаний и норм, с помощью этого планомерного процесса происходит управление социализацией. Не все семьи могут дать ребенку с рождения необходимые навыки социализации в силу различных причин, например, занятость родителей на работе, низкие социальное положение и так далее [Брутман, В.И., Варга, А.Я., Хамитова, И.Ю.]
Объект исследования: личность.
Предмет исследования: процесс социализации личности.
Цель исследования: выявление специфики процесса социализации личности.
Задачи исследования:
3.Исследование роли неполной семьи в процессе социализации личности;
4. Определить специфику процесса социализации подростков из неполных семей (внешние и внутренние детерминанты) по сравнению с их ровесниками из полных семей [9].
Для проведения эмпирического исследования используется метод поперечных срезов. Напомним, что мы основывали свой выбор экспериментальных групп, учитывая особую значимость смены социальных условий в 5-м классе двух средних общеобразовательных школ г. Новосибирска (№168 и №54), когда ребенку необходимо освоить новую социальную роль. Предполагаю, что в ситуации изменения социальных условий в связи с необходимостью адаптации наиболее ярко проявляются и негативные, и позитивные социально-психологические свойства личности.
Для изучения социально-психологических свойств подростков в процессе социализации использовался блок методик, адекватных возрасту, представленный в следующей таблице.
Таблица 2
Батарея психодиагностических методик, использованная в исследовании, с указанием характеристики выборки
Характеристика выборки Название методики
Ученики 5-х классов
Возраст: 10-11 лет
Половой состав: 83 мальчика и 70 девочек
Состав семьи: полные – 118 человек, неполные – 35 человек
Итого: 153 человека.
тест школьной тревожности Б. Филлипса;
социометрический метод (Д.Л. Морено);
опросник социализации для школьников «Моя семья» (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко)
Исследование проводилось в средних общеобразовательных школах № 168 и №54, профессиональном лицее №51 г. Новосибирска.
В исследовании приняли участие 153 подростка младшего подросткового возраста, 10-11 лет (83 мальчика и 70 девочек). Для изучения социально-психологических свойств подростков использовался блок методик, адекватных возрасту, представленный в таблице 2.
Результаты эмпирического исследования процесса социализации подростков, воспитывающихся в условиях неполной семьи
Группа испытуемых состояла из учащихся 5-х классов (N=153, 118 – дети из полных семей, 35 – дети из неполных семей) двух средних общеобразовательных школ г. Новосибирска (№168 и №54).
Для диагностики были использованы следующие методики: тест школьной тревожности Филлипса, опросник социализации для школьников «Моя семья» (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко), социометрический метод (Д.Л. Морено). Результаты исследования показали наличие достоверно значимых различий между детьми из полных и неполных семей только по фактору «проблемы и страхи в отношениях с учителями» теста школьной тревожности Филлипса (по критерию серий Вальда-Вольфовица, z=-2.07, p p<0.04): у детей из неполных семей в большей степени выражен общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Для более детального исследования связи между факторами теста школьной тревожности Филлипса с особенностями семейного воспитания детей в неполных семьях был проведен корреляционный анализ данных с использованием r-критерия ранговой корреляции Спирмена, результаты которого представлены в следующей таблице и на рисунке.
Таблица 3
Корреляции факторов семейных отношений и школьной тревожности у детей из неполных семей (N=35)
Рисунок 3. Корреляции факторов семейных отношений и школьной тревожности у детей из неполных семей (n=35, p<0.01)
Корреляционный анализ показал, что отсутствие воспитания инициативы прямо связано c низкой физиологической сопротивляемостью стрессу (r=0.65, p<0.01), наличием проблем и страхов в отношениях с учителями (r=0.48, p<0.01), фрустрацией потребности в достижении успеха (r=0.48, p<0.01). Это означает, что у детей из неполных семей, в которых родитель мало внимания уделяет воспитанию самостоятельности, снижена приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышена вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, при этом выражен общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения и не позволяющий им развивать свои потребности в успехе, достижениях высокого результата.
Полученные значимые взаимосвязи имеют некоторые отличия от тех, которые свойственны детям из неполных семей:
Фактор «Строгость воспитательных установок» имеет прямые корреляции со всеми факторами теста школьной тревожности Филлипса, кроме «страха проверки знаний»
Фактор «воспитание самостоятельности» имеет прямые корреляции с такими факторами социометрической методики, как «лидер общения» (r=0.30, p<0.01) и «лидер, предпочитаемый в общении» (r=0.34, p<0.01) и отрицательные корреляции со всеми факторами теста школьной тревожности Филлипса, кроме «низкой физиологической сопротивляемости стрессу» и «проблем и страхов в отношениях с учителями».
Задание 3. Беседа
Описать невербальные проявления состояния человека во время беседы (слова-паразиты, привычки, мимика и т.п.).
Если говорить простым языком, то невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными. А также помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии. Можно подумать, зачем нам знать больше, ведь вербально это как просто, да?
Но словами ведь можно обмануть, а некоторые движения и процессы в организме в зависимости от проживания какого-либо чувства невозможно подделать. К примеру, даже если вы и примете позу и вид испугавшегося человека, ваши зрачки не расширятся, а ладони не вспотеют от страха. Подробнее о таких нюансах вы сможете узнать, в следующей статье: «Самые интересные фишки невербального общения между людьми», а сейчас предлагаю ознакомиться с основными видами:
Рассмотрим виды невербального общения.
1.Голос
По факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову : «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее.
Характеристики голоса
Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.
Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.
Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.
Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.
Характеристики смеха
Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.
Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.
Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.
Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.
Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.
2.Мимика
Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную.
Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, а вот через чур открытые указывают на усиление привязанности к миру.
Прищуренный либо напряжённо суженый – концентрированность, хитрость, наблюдение за кем-либо и знаки усиленного внимания.
Прямой означает интерес и готовность общаться.
Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите.
Сверху вниз – чрезмерная уверенность в себе, вплоть до высокомерия.
Уклонение от вашего взгляда – скромность, либо проживание чувства.
Характеристики улыбки
Оттянутые вниз уголки рта говорят о пессимистичности человека.
И наоборот, поднятые вверх символизируют жизнерадостную и оптимистичную личность.
Пухлый и мягкий рот – признаки чувствительности и повышенной жизненной энергии.
Острые тонкие губы – указывают на интеллектуальность и силу воли.
Давайте теперь рассмотрим, как проявляются чувства человека, чтобы лучше понимать поведение собеседника и проживаемые ним мысли и ощущения, ведь не всегда то, что он говорит, является правдой.
Проявление чувств
Гнев, злость – широко открываются глаза, зубы сжимаются, а взгляд становится прищуренным.
Удивление – опять-таки, широко открываются глаза, только в случае удивления ещё и поднимаются брови, а рот приоткрывается.
Страх – испуганный человек сводит брови, у него слегка растягиваются губы, уголки которых опускаются вниз.
Счастье, радость — приподнятые уголки губ, а взгляд спокойный и открытый.
Печаль – взгляд будто потухший, совсем без интереса к окружающим, брови сведены, а уголки губ опущены вниз.
Восхищение – долгий зрительный контакт, со спокойным взглядом.
Список литературы
Показать больше