Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отечественная психологическая система на данном этапе ставит перед собой задачу всестороннего личностного раскрытия каждого человека. Работа психологических служб, консультантов в сфере психологии, психологов образования направлена на помощь личности в понимании своих индивидуальных особенностей и формирование рациональных стратегий жизни с учетом этих особенностей.
Вместе с тем, современное информационное пространство и пространство социальных отношений становится все более перегружено в плане содержания и условий функционирования личности, деловые контакты, дружеские отношения, электронный обмен информацией создают нагрузку на психику человека и требуют от него быстрого психологического переключения, отчего индивиды испытывают дополнительный стресс.
Это пагубно сказывается на качестве психологической атмосферы в социальной среде, в коллективе, учебном заведении, а потому психолог, совместно с другими специалистами, должен поставить на повестку дня вопрос о личностных особенностях человека, препятствующих его комфортному функционированию в социуме.
Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости знания об акцентуациях характера человека для грамотного построения его социальных отношений. От акцентуации напрямую зависят эмоциональные реакции на неудачи в учебе, работе и межличностных отношениях, скорость адаптации к новому месту или новым событиям, устойчивость внимания, и многие другие факторы.
Знание об акцентуации характера человека поможет самому человеку и психологу, консультирующему его, справиться со сложностями в обучении, в организации времени, в отношениях с коллегами, а кроме того, научить и самого человека саморефлексии, которая поможет сгладить острые проявления акцентуации, если она достаточно ярко выражена.
Сфера применения знания об акцентуации довольно широка, она задевает и психологию, и педагогику, и межличностное общение, и профессиональную сферу, где определенные особенности характера могут препятствовать работе, или наоборот, помочь в профессиональном самоопределении.
Кроме того, тема является актуальной, поскольку остается спорной для исследователей: до сих пор не существует единого мнения о числе акцентуаций и необходимости выделять именно те или иные.
Целью данной работы является изучение феномена акцентуации личности.
Исходя из цели, можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть термин «характер» и структуру характера.
2. Рассмотреть разные классификации акцентуаций в трудах исследователей.
3. Рассмотреть особенности работы с индивидами, имеющими различные акцентуации характера.
Исследование опирается на работы Э. Кречмера, У. Шелдона, Э. Фромма, К. Леонгарда, А. Е. Личко и других.
Исследование состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.
1. Содержание понятий «характер» и «акцентуация характера»
Вводя понятие «акцентуация характера», мы автоматически подразумеваем, что акцентуация является какой-то надстройкой к такому явлению, как характер. Поэтому начать стоит с определения термина «характер» — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих поведение человека.
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. — печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься.
Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.
Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.
Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.
В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.
В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, хотя оно определяется целостной системой отношений.
В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме.
В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт характера. К ним относятся:
а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность);
б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);
в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).
Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспитания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотивацией, которая зависит от психических процессов и состояний.
Следовательно, с естественнонаучной точки зрения, характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связен в коре головного мозга.
Характер является следствием отражения всей сложности жизненных впечатлений, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды.
Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимике, а также накладывает печать на внешний облик личности и отражается в типической позе.
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический оттенок. Черты характера устойчивы и постоянны, они проявляются в поведении стабильно и регулярно. Характер меняется под воздействием окружающей среды, но не сильно, не разительно. Сильные изменения характера могут происходить только в результате травматических переживаний. Характер включает устойчивую систему мотивов поведения.
Характеры делятся категории по силе проявления специфических черт:
1. Нормальный характер со слабо или средне выраженной акцентуацией.
2. Акцентуированный характер, находящийся на грани нормы.
По А. Е. Личко, «акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадиев И. В. Типология акцентуаций характера у подростков // Вестник БГУ. 2015. №5. С.60-65
2. Вигдорчик М.И. Психодинамический подход к проблеме акцентуаций. – Одесса: 1995. – 40 с.
3. Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуации характера. – Учебное пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 84 с.
4. Горбунов К. Г., Журина Э. Ю. Особенности акцентуаций характера и самооценки подростков, склонных к алкогольной зависимости // ОмГУ. 2011. №2. С.41-50
5. Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций. — СПб: Речь, 2002. — 111 с.
6. Дементий Л.И., Колодина А.В. Применение физических наказаний в семье как фактор проявления агрессивности и акцентуаций характера подростка // Вестник Омского университета, № 2 (68), 2013, с. 182-187.
7. Диагностика психических состояний в норме и патологии под редакцией Случевского Ф. И. - Л.,1980. – 268 с.
8. Жилина Е. В. Акцентуации характера в структуре интегральной индивидуальности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №61. С.394-399
9. Иванов Д. В. Профилактика склонности к аддиктивному поведению подростков с акцентуациями характера // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №3. С.48-51
10. Лазарева Е. Ю., Николаев Е. Л. Особенности агрессивных проявлений у подростков с различными типами акцентуаций в условиях социальной фрустрированности // Вестник психиатрии и психологии Чувашии, № 10, 2014, с. 21-30.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981. – 296 с.
12. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. – Л. 1988. – 251 с.
13. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1983. – 198 с.
14. Мазкина О. Б. Воспитание нравственных чувств подростков с различными акцентуациями характера // Вестник Воронежского института МВД России, № 2, 2015, с. 215-218.
15. Михайлова В. П., Корытченкова Н. И., Кувшинова Т. И. Модели поведения студента в зависимости от соотношения типа темперамента, акцентуаций характера и психологических защит // Вестник КемГУ. 2009. №1. С.77-86
16. Николаенко Я. Н. Агрессивное поведение старших школьников с нарушением интеллекта при различных типах акцентуаций характера // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 105, 2009, с. 183-188.
17. Патохарактерологические исследования у подростков под ред. Личко А.Е. и Иванова Н.Я., Л., 1981. – 194 с.
18. Реан А.А., Лукин С.Е. Методическое руководство по исследованию типов акцентуаций. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 1993. - 52 с.
19. Самохвалова А. Г. Акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 19, № 4, 2013, с. 47-53.
20. Чеверикина Е. А. Влияние акцентуаций характера на социализацию аддиктивной личности // Научный диалог, № 11, 2012, с. 72-83.