Фрагмент для ознакомления
2
Введение Система образования в Российской Федерации отличается рядом специфических особенностей, которые определяют перспективы развития данной сферы общественной жизни. Так, прежде всего, необходимо отметить, что основой для реализации образования в России выступают государственные образовательные стандарты, а также образовательные программы, которые, по сути, являются их следствием. Если государственные образовательные стандарты утверждаются государством и строго регулируются специальными органами, то образовательные программы часто бывают авторскими, но, конечно, должны быть основаны на тех требованиях, которые выдвигают государственные образовательные стандарты. Основная часть Государственный образовательный стандарт – это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования. Государственный стандарт общего образования является основой [5]: – разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; – объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; – объективной оценки деятельности образовательных учреждений; – определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; – установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; – установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений. Государственный стандарт общего образования включает три компонента: – федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией; – региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации;
2
– компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность [1]. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают [5]: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году разработан стандарт общего образования второго поколения Российской академией образования. В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований [3]: 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ. Без образовательной программы не проходит обучение на всех уровнях. Она содержит всю необходимую информацию, касающуюся процесса обучения. Образовательная программа отвечает принятому законодательству. В Федеральном законе она обозначается как комплекс характеристик, определяющих не только процесс обучения, но и его результаты. Она определяет недельную нагрузку, распределяет учебный график, содержит критерии оценки и методические материалы. В ней есть информация о количестве предметов, курсов и модулей для каждого класса или группы. Ею руководствуются все участники учебного процесса, ведь она является главным документом каждого учителя и преподавателя. Они планируют свою деятельность, исходя из ее требований и норм.
Заключение
В контрольной работе на тему: «Образовательные программы и государственные стандарты» были сделаны следующие последовательные выводы, соответствующие цели и задачам работы. Государственный образовательный стандарт – это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действ. ред. от 21 июля 2014 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный
3
ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 21.04.2019) 2. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 06 марта 2019 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 21.04.2019) 3. Абрамова М.А. Правовое регулирование системы образования в России. – Омск: Перспектива, 2017. – 296 с. 4. Образовательная программа // Национальная педагогическая энциклопедия. – [Электронный ресурс] http://didacts.ru/termin/programma-obrazovatelnaja.html (Дата обращения: 23.04.2019) 5. Суховеева А.П. Современная образовательная система Российской Федерации. – Воронеж: Зеркало, 2018. – 388 с. 6. Что такое образовательная программа // Актион. ОБразовательный портал. – [Электронный ресурс] https://www.menobr.ru/article/65460-qqq-18-m6-chto-takoeobrazovatelnaya-programma (Дата обращения: 22.04.2019) 7. Что такое образовательная программа? // Центр развития ребенка. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://dolds8.edumsko.ru/activity/educational_program/post/153129 (Дата обращения: 23.04.2019)