Фрагмент для ознакомления
2
Адлер А. Воспитание детей.
Перед взрослым человеком стоит задача активной помощи ребенку в развития, потому что без этой помощи извне ребенок не может с должной скоростью освоить тот огромный массив знаний и социальных законов, который приобрело человечество. Автор подмечает такую интересную деталь, что личность человека особенно ярко раскрывается в трех сферах: самореализация в социальных отношениях, способность распорядиться своей жизнью, половое самоопределение и формирование отношений с противоположным полом. Этот тезис кажется мне достаточно интересным, потому что предлагает нам посмотреть на воспитание ребенка с новой позиции – представить, насколько мы готовим его не только к дальнейшему обучению, но к социальным, межличностным отношениям, ко множеству самостоятельных и независимых выборов в неоднозначных жизненных ситуациях.
Другой интересной мыслью является тезис о единстве личности, о влиянии индивидуального опыта ребенка на каждое его действие при том, что психологическая наука, наоборот, старается унифицировать диагностику и исследование психики ребенка. Несмотря на то, что книга Адлера не является новой, она содержит мысли очень актуальные для сегодняшнего образования, которое стало уделять большее внимание личности и индивидуальности воспитанника.
Хочется отметить глубину и нетривиальный взгляд этой работы, потому что автор не позиционирует воспитание как строго регламентируемый процесс с очевидными результатами, а говорит о том, что оно может быть неоднозначным в своих решениях. «Не удивительно, что в развитии человеческой психики появляются ошибки <…> это происходит благодаря целенаправленному развитию психики, а эта целенаправленность включает в себя и возможность совершения ошибок», - отмечает Адлер. Очевидно, что ошибаться может и воспитатель, и сам ребенок, потому что каждый человек все же смотрит на мир субъективно, недооценивая какие-то значимые факторы или не совсем верно интерпретируя события, каждый зависим от своего опыта.
Нужно признать, что книга содержит и многие устаревшие сведения, которые интересны с точки зрения развития педагогики и психологии, но не актуальны для современного обучения, поскольку сейчас существуют более эффективные подходы (это, например, тезисы автора об обучении левшей и о формирования у ребенка заикания, главы 5-6).
Интересен и вопрос о положении ребенка в семейной системе – среди братьев, сестер. Я нахожу, что влияние семейного воспитания на формирование психики ребенка порой недооценивается, когда мы говорим о целенаправленном воспитании в учебном заведении и не учитываем дополнительных факторов. В книге есть развернутые примеры межличностных отношений нескольких детей в семье (глава 7).
Одновременно в книге есть и слишком абстрактные тезисы, которые не помогают наметить направления работы: «К детям, которые в возрасте 15 лет не знают, кем они хотят стать, надо относиться как к
Показать больше