Фрагмент для ознакомления
2
Внутрипроизводственная система ДЖИТ - это новая форма организации «just in time», буквально означающая «производство точно в срок». Ее фундаментальный смысл: ноль запасов, ноль отказов, ноль дефектов. Подробнее ДЖИТ представляет собой технологию, которая подразумевает снижение запаса материалов благодаря подаче деталей на каждый участок производства в тот момент, когда они там нужны.
Данная система относится к концепции бережливого производства, предполагающего системный подход к выявлению потерь и поиску путей их устранения, для того чтобы уменьшить время между заказом клиента и отгрузкой товара; а также бизнес-процессы, требующие меньше людских ресурсов, капитальных вложений, места для производства, материалов и времени на всех стадиях.
Данная методология направлена на борьбу с потерями во всех их проявлениях: излишние складские запасы, межоперационные заделы, время простоя, лишние перемещения, учитывая при этом удобство и безопасность выполнения операций для персонала.
Целями бережливого производства являются:
1) сокращение затрат, в том числе трудовых;
2) сокращение сроков разработки новой продукции;
3) сокращение сроков создания продукции;
4) сокращение производственных и складских площадей;
5) гарантия поставки продукции заказчику;
6) максимальное качество при определённой стоимости, либо минимальная стоимость при определённом качестве [2, с. 56].
Компания Toyota выявила семь видов потерь, которые оказались типичными для различных видов предприятий как производственного, так и сервисного характера. Борьба за ликвидацию стала основой философии «бережливости» [6, с. 125].
1) Производство избыточной продукции. Мнение специалистов компании Toyota, самый крупный источник потерь – производство продукции в большом объеме, чем это необходимо на следующих этапах производственного процесса предприятия.
2) Простои по организационным или техническим причинам. Показателями, которые обычно используются для измерения простоев оборудования и работников, являются эффективность работы оборудования и производительность труда работников. Менее очевидным является простой оператора станка, занимающегося работой над незавершенной продукцией, которая на данный момент не нужна.
3) Транспорт. Перемещение материалов и деталей по предприятию, а также двойные или тройные перегрузки (перевалки) незавершенной продукции не добавляют стоимости конечной продукции предприятия. При изменении схемы расположения технологического оборудования в цехе, сокращении расстояния между технологическими операциями можно снизить издержки транспортировки продукции.
4) Технологический процесс. Источником потерь может стать сам технологический процесс. Некоторые производственные операции являются результатом неудачного проектирования компонентов изделий или процессов переработки материалов или плохого эксплуатационного обслуживания оборудования. Поэтому в процессе совершенствования организации производства их безболезненно можно просто ликвидировать.
5) Запасы. Любые запасы должны вызывать у руководства предприятия стремление найти возможности к их ликвидации. Однако начинать надо с причин, вызывающих появление запасов: ликвидировав эти причины, можно добиться и снижения объема (или полную ликвидацию) запасов.
6) Движения работника на рабочем месте. Глядя со стороны, работник может казаться занятым, но на самом деле никакого полезного действия его работа не создает. Обширный источник снижения потерь, возникающих из-за лишних движений, – упрощение работ.
7) Бракованная продукция. Потери производства в результате низкого качества продукции нередко бывают весьма значительными. Общие затраты на поддержание качества продукции намного выше, чем это обычно считается, и поэтому очень важно выявить причины, вызывающие эти затраты [1, с. 31].
Технология ДЖИТ, исходящая из концепции бережливого производства, по-другому называется «точно вовремя», она предполагает борьбу за ликвидацию складов комплектующих изделий и идеально поставленное снабжение со стороны смежников и поставщиков.
Например, «запас прочности» складов «Тойоты» – два-три часа в среднем, по ряду узлов чуть выше — максимум полдня. Для сравнения: у американских автомобильных концернов этот показатель составляет как минимум месяц и более. Складирование впрок — это выброшенные деньги, время и нерациональное использование площади — таков принцип «Тойоты» [6, с. 16].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Вязкова-Зубарева Е.В., Шакирова Г.Р. / [Электронный ресурс]: Внедрение системы бережливого производства на российских предприятиях, режим доступа: http://mosi.ru/ru/conf/articles/vnedrenie-sistemy-berezhlivogoproizvodstva-na-rossiyskihpredpriyatiyah#sthash.fn6rArmd.dpuf
2) Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании; Пер. с англ. – 5-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2013. – с. 342.
3) Слак Найджел, Чеймберс Стюарт, Джонстон Роберт Организация, планирование и проектирование производства. Операционный менеджмент / Пер. с 5-го англ. изд. – М.: ИНФА-М, 2014. – с. 530
4) Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс ; Пер. сангл. – 7-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2013.
5) Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер; Пер. с англ. — М: Альпина Бизнес Букс, 2015. 440 с.
6) Джордж, М.Л. Бережливое производство + 6 сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства / М.Л. Джордж. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 360 с.