Фрагмент для ознакомления
2
Введение Коррекционные занятия с использованием специальных средств развития мелкой моторики проводятся согласно индивидуальной программе по адаптивной физической культуре один раз в неделю, с учетом двигательных возможностей с целью развития мелкой моторики у ребенка с интеллектуальными нарушениями. Цель занятий: воспитание двигательных качеств; совершенствование основных движений; формирование двигательных умений и навыков; уменьшение напряжения и стресса; тренировка психических и физических функций. На коррекционных занятиях по адаптивной физкультуре целесообразно использовать следующие средства развития мелкой моторики 1. Особенности мелкой моторики детей с нарушением интеллекта Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных
3
мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук [5]. Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов нарушения интеллекта. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у детей с нарушением интеллекта неуклюжи, некоординированные, их точность и темп нарушены[18]. М. М. Кольцова пришла к выводу, что у некоторых дошкольников моторные затруднения могут быть связаны с леворукостью и обусловлены тем, что детей пытались переучивать. Таким детям необходимо пробовать выполнять задания той рукой, которой работать легче, удобнее [15]. У детей с нарушением интеллекта проявляются недоразвития мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Из наблюдений Г. И. Жаренкова видно, что дошкольников затрудняет удержание шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо намеченной линии получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на бумагу [11].
2. Методы и приемы развития мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта Для развития мелкой моторики на занятиях используют большой набор различных методов и приемов: 1) Пальчиковые игры; 2) Предметно-практическая деятельность; 3) Рисование и раскрашивание картинок; 4) Обведение трафаретов; 5) Графические упражнения; И так, при работе по совершенствованию ручной моторики и развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации активно применяются методы:
4
1) Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с ребенком, и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Пальчиковые игры на занятиях могут использоваться: организационный момент – подготовить детей к теме занятия; знакомство с новым материалом через игру; физическая пауза – подготовка к графическим заданиям; закрепление материала – повторить полученные знания; Персонажи и образы пальчиковых игр – должны соответствовать теме занятия и помогать детям, с удовольствием запоминать необходимый материал. Если речь не развита – эти игры его раскрепощают, и он с удовольствием произносит то, что позволяет его речевое развитие [31]. 2) Предметно-практическая деятельность – это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности. Предметно-практическая деятельность обеспечивает рост творческого потенциала, познавательной активности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, достижение определённого результата. В дошкольном возрасте наиболее активно используют следующие виды детской деятельности [34]: 1. лепка; 2. изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов; 3. игры с предметами (мозаика и конструктор); 4. игры с палочками; 5. разнообразное нанизывание отлично развивает руку (пуговицы, бусы, макароны, суки, различные природные материалы и т. п.); 6. застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок;. 7. переборка круп; Целенаправленная работа по укреплению и развитию мелкой моторики не может осуществляться без выработки графических навыков. Для
5
эффективной работы в этом направлении педагогами активно используются следующие методы [7]: 3) Рисование и раскрашивание картинок – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. 4) Обведение трафаретов – способствует развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления. 5) Графические упражнения – развивают ручную ловкость, помогают в подготовке к освоению навыков письма. Тематика картинок, трафаретов и графических упражнений может быть разнообразной, и подобрана к любой теме календарно-тематического планирования. Данное упражнение хорошо подходит для индивидуальных занятий с детьми. Заключение
Под нарушением интеллекта понимают стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения ЦНС, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Выделяют четыре степени нарушения интеллекта: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта приводят к недоразвитию всех психических процессов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Обучение дошкольников грамоте. Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия; Школьная Пресса - Москва, 2011. - 192 c. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 128 c. Гризик Т. И. Маленький помощник; Просвещение - Москва, 2011. - 679 c. Гризик Т. И. Подготовка к обучению письму; Просвещение - Москва, 2007. - 666 c. Заречная С. И. Прописи для самых маленьких; Книжкин дом - Москва, 2012. - 528 c.
6
Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Комплект коррекционно-развивающих материалов; Генезис - Москва, 2010. - 122 c. Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков; Генезис - Москва, 2008. - 900 c. Илюхина В. А. Волшебные линии. Книга для педагогов и родителей; Дрофа - Москва, 2010. - 703 c. Каплунова Ирина , Новоскольцева Ирина Умные пальчики; Невская нота - Москва, 2009. - 644 c. Колесникова Е. В. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь; Ювента - Москва, 2011. - 990c. Лещинская Т. Л. Методические рекомендации по работе с учебником "Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений"; Владос - Москва, 2012. - 545 c. Новоторцева Н. В. Обучение письму в детском саду; Академия Развития - , 2012. - 160 c. Парамонова Л. Г. Правописание шаг за шагом; Дельта +, КАРО - Москва, 2012. - 208 c. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Русский язык для дошкольников. Учебнометодическое пособие для двуязычного детского сада; Златоуст - Москва, 2011. - 320 c. Прохорова Г. А. Путешествие на яхте. Комплекс сюжетных игр по развитию графических навыков у детей 5-7 лет; ГНОМ и Д - Москва, 2005. - 812 c. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 385 c. Сочеванова Е. А. Подготовка руки дошкольника к письму. Игры и упражнения; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 308 c. Струнгис И. Г. Готовимся к обучению письму. Пишем левой рукой; Просвещение - Москва, 2010. - 427 c. Тикунова Л. И., Корепанова М. Н. Пишем сочинение по картинкам. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет; Росткнига - Москва, 2007. - 734 c. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 6-7 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения; Вентана-Граф - Москва, 2011. - 288 c.
7
Федина О. В. Готовимся к обучению письму. Рисуем по образцу; Просвещение - Москва, 2010. - 631 c. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму; ДетствоПресс - Москва, 2008. - 697 c. Фомина Л. В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки; Академия Развития - , 2007. - 112 c. Юрчишина В. Д. Вижу-Читаю-Пишу. Азбука дошкольника; ГНОМ - , 2012. - 115 c. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года); Мозаика-Синтез - Москва, 2010. - 280 c.