Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная наука в своем движении вперед руководствуется тремя главными принципами познания. К ним относятся принцип дополнительности, принцип соответствия и принцип детерминизма. Последний представляет собой подход, согласно которому все, что происходит в жизни, неслучайно и может быть объяснено какой-либо причиной. В соответствии с этим принципом построены знания во всех конкретных науках. Принцип детерминизма является важным научным инструментом объяснения и предвидения будущего. Принцип детерминизма выступает как основополагающий принцип философского учения о бытии. В соответствии с принципом детерминизма любые события вызывают определенные следствия и представляют собой следствие некоторых событий, которые совершались ранее. Важность данного принципа определяет его значимость.
3
1. Понятия и формы детерминизма Детерминизм в философии понимается, как идея о всеобъемлющей закономерной связи и подверженности влиянию ситуаций действительности. Объективной действительностью являются процессы, которые наблюдаются в духовном и материальном мире. «Детерминация» - латинское слово, которое переводится, как - «определять», «ограничивать», «отделять» [7, c 79]. Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование. По мнению Б. И. Липского понятие «детерминизма» в философском взгляде - учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода [11, c 44]. Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека. В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости. Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали. Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл - обусловленность. В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма. С этого периода, понятие
4
используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов. Существует другая точка зрения - противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе. Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, и другие [8, c 104]. В современной научной литературе детерминизм рассматривается как один из основных объяснительных принципов научного познания, требующий объяснения изучаемых феноменов с позиций закономерного взаимодействия факторов, доступных эмпирическому контролю. О. А. Митрошенков считает, что детерминизм проявляется, прежде всего, в форме каузальности, причинности как совокупности факторов, обстоятельств, предшествующих во времени определенному событию и обусловивших его формирование. Наряду с формой казуальности детерминизм может проявляться в следующих формах [12, c 87]:
3. Категории, причины и следствия детерминизма Детерминизм является учением, основанным на теории взаимодействия вещей и явлений. К категориям этого понятия относятся: связи; причины и следствия; взаимодействия; вероятности; связи состояний;
5
корреляция; предвидение; условия; необходимости[2, c 38]. Можно рассматривать такие виды детерминизма, имеющие свои теории и особенности: 1. философский детерминизм; 2. естественно-научный, который включает в себя такие понятия, как телеология и телеономия; 3. технологический и технический, этот вид детерминизма опирается на опыт в технологической сфере; 4. социальный - такой вид определяет отношения в человеческом обществе. Современные технологии и наука постоянно совершенствуются и постоянно руководствуются такими принципами познания, как: дополнительности; соответствия; детерминизма. Принцип детерминизма построен на теории о том, что все, что происходит с нами в этом мире – это неслучайные совпадения, каждое событие или явление имеет то или иное объяснение. Знания в каждой науке построены именно по этому принципу. В. М. Вундт придерживается мнения, что детерминизм – это теория, которая объясняет те или иные действия при определенных обстоятельствах определенной связью и логикой. Первоначально детерминизм ограничивался лишь понятием влияющих причин, а трактовка была исключительно механической. А вот объективная природа случайностей не воспринималась, теория вероятности вообще не входила в рамки этого учения[4, c 79]. А в наше время наука трактует такое понятие намного шире. Согласно современным видениям детерминизма, существуют объективные виды
6
взаимосвязи между разными явлениями, которые, на первый взгляд, вовсе не виды, при этом эта связь может быть не явной и не причинной. К числу таких связей относят: пространственные корреляции; временные корреляции; функциональные зависимости и многое другое. Также в настоящее время особое внимание уделяется соотношениям неопределенностей, нечетких множеств и других величин, которые формулируются лишь статистическим путем.
4. Взаимодействия в теории детерминизма Временное соотношение между причинами и следствием имеет три версии происхождения: -причина – это первичное явление, а за ней следует следствие; -при близкодействии и конечной скорости отношений причины и следствия существует промежуток; -причина и следствие – это одновременные явления, причина зарождается и тут же провоцирует следствие, сама же причина впоследствии затухает. Н. Г. Багдасарьян и В. Г. Горохов считают, что в теории науки детерминизма есть острый вопрос, который касается понятия случайности, а также ее связи с причинностью и необходимостью [2, c 119]. Однако практически ни у кого нет споров на тему определения необходимости в качестве непреложности. Это было обусловлено развитием детерминизма до этого. А вот случайное можно рассматривать как то, что не является следствием внутренней закономерности, оно это следствие из внешних связей и отношений, которые имеют малую длительность и неустойчивость. Связи состояний – это важные категории, благодаря изучению состояний можно выяснить, не именно то, почему случилось то или иное событие, а как
7
протекает процесс его происхождения от начала и до конца. Это качественно-количественная мера реализации бытия чего-либо в определенный отрезок времени, в науке это имеет совокупность параметров конкретного объекта. В широком смысле связь состояний может быть и безотносительной по отношению к непричинной связи, как это бывает в функциональной связи. Функциональная связь - означает функцию, как более общую форму описания последовательностей, все безотносительно к содержанию между объектами. Такие отношения отображены в законе Бойля-Мариотта, где давление и объем – это не причины друг друга, несмотря на то, что они функционально связаны друг с другом[3, c 27]. А вот корреляционная связь – это выражение количественного конкретного соотнесения объектов, состояний и прочего. А также берется во внимание их соответствие друг другу на фоне изменений, а также параллельность на фоне слабой связи, которая может быть вызвана наличием большого временного промежутка или промежуточных объектов. Наиболее развитой категорией детерминизма является научная телеология при условии достаточного развития.
5. Возможности и действительности детерминизма Возможность и действительность - это взаимосвязанные понятия философского дискурса, означающие модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой - ставшую реальность[14, c 205]. Под действительностью разумеют творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, единство сущности и явления, необходимого и случайного, причины и следствия, это окружающий нас мир во всем его красочном многообразии. Понятие действительности употребляется и в смысле лишь наличного бытия:
8
действительность противопоставляется или соотноситься с возможностью, т.е. с тем, что существует лишь в качестве зародыша чего-то иного. Категория невозможности имеет огромное значение. Лейбниц выдвинул тезис – «Все может быть!». Это сильно, но неправильно. Если все может быть, значит, может быть и то, чего быть не может. Возможно не все – глупо смотреть на любую экономику, которая решает любые вопросы. Это не значит, что определенный тип экономики содержит неограниченные возможности. Реализуются одни потребности, отметаются и не реализуются другие. У сытого, богатого отпадает потребность, гармонии, справедливости, познании. Г. В. Гриненко говорил: «любой закон содержит в себе запрет» [7, c 69]. Любое общее суждение говорит о том, что другого быть не может.
6. Основы современного детерминизма Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании. В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации. Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия: -первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность - это классическая модель; -между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью; -одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием. Развитие детерминизма происходит со времен античности и до сегодняшнего дня. За это время, многие философы, физики и ученые стали посвященными
9
детерминистами, изучающими разные категории этого взгляда на организацию мира. Среди других представителей детерминизма, наиболее весомый вклад принесли труды Монтескье. Это родоначальник концепции географической причинности. В своих трудах, он подробно описывает влияние климата на некоторые особенности народов[7, c 120]. Механический детерминизм – это наука, при которой есть возможность поставить знак равенства между живыми существами и автоматами, согласно теории о том, что все тела – это вещи. Они способны двигаться, обладают качественными и другими показателями, имеют ощущения. Эта теория принадлежит Томасу Гоббсу. А вот Рене Декарт считал, что материя и дух – это разные вещи. Так, по его теории, дух имеет творческую энергию, но мышление имеет свои законы. А вот материя является «строительным материалом» мира – это некий механизм, который состоит из взаимосвязанных компонентов.
Заключение Многовековая история развития идей детерминизма в философии оказывается тесно сопряженной с развитием аналогичных идей в науке. Вряд ли современное положение в вопросе о природе вероятности в описании реальных природных процессов, в том числе в жизни человека, можно считать закрытым, но нельзя не отметить, что и механицизм, и учение о причинности, и детерминизм испытали на себе глубокое воздействие последних научных открытий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы 1. Аблеев, С. Р. История мировой философии: учебник для вузов / С. Р. Аблеев. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 318 с. 2. Багдасарьян, Н. Г. История, философия и методология науки и техники: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Г.
10
Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян ; под общ. ред. Н. Г. Багдасарьян. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 383 с. 3. Бессонов, Б. Н. История философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Б. Н. Бессонов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 278 с. 4. Вундт, В. М. Введение в философию : учебник для вузов / В. М. Вундт. - 5-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 290 с. 5. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1970. Т.1. -549 с. 6. Гегель. Лекции по истории философии. Соч. М., 1932-1935. Т. 10. - 703с. 7. Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От Древнего мира до эпохи просвещения / Г. В. Гриненко. - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 290 с. 8. История античной философии: учебное пособие для академического бакалавриата / Р. В. Светлов, Е. В. Алымова, М. Н. Варламова, К. В. Лощевский ; под общ. ред. Р. В. Светлова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 288 с. 9. История философии : учебник для академического бакалавриата / А. В. Перцев [и др.] ; под общ. ред. А. В. Перцева. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 322 с. 10. Кант, И. И. Кант. Трактаты и письма / И. Кант. - М.: Наука, 2016. - 712 c. 11. Липский, Б. И. История философии: учебник для академического бакалавриата / Б. И. Липский, Б. В. Марков. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 102 с. 12. Митрошенков, О. А. История и философия науки: учебник для вузов / О. А. Митрошенков. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 267 с. 13. Пивоваров, Д. В. История западноевропейской философии религии XVII - XIX веков: учебное пособие для академического бакалавриата / Д. В.
11
Пивоваров. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 158 с. 14. Радул, Д. Н. История и философия науки: философия математики: учебное пособие для вузов / Д. Н. Радул. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 385 с. 15. Светлов, В. А. История и философия науки. Математика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Светлов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 209 с.