Фрагмент для ознакомления
2
1. Дать понятие «целевые ориентиры» дошкольного образования (ДО).
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», работа в детском саду по воспитанию детей строится прежде всего на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогов и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Эти целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования
2. Осуществить сравнительный анализ ФГОС ДО и НО в аспекте преемственности подготовки к школьному обучению.
Таблица
Материально-технические условия введения ФГОС ДО.
Успешное выполнение образовательной программы требует создания развивающей предметно-пространственной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Обеспечено обновление МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащенности образовательного процесса (приобретена методическая литература, дидактический материал, игрушки, новая мебель, спортивный инвентарь.)
В МБДОУ имеется комплект методической литературы для каждой возрастной группы по всем направлениям развития ребенка. С 2013 года была приобретена новая методическая литература по всем направлениям развития ребенка на каждую возрастную группу (по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим, физической культуре, изобразительной деятельности. Для работы с детьми 2-3 лет необходимо обновить комплект методической литературы по физической культуре.) Для непосредственной образовательной деятельности с детьми и индивидуальной работы в МБДОУ имеется необходимый дидактический материал (в том числе, изготовленный педагогами детского сада, который ежегодно в небольших количествах пополняется и обновляется. В настоящее время в МБДОУ формируется банк электронных образовательных ресурсов по всем разделам программы. Кроме методичек в детском саду есть дополнительная литература для педагогов, а также периодические издания: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Музыкальный руководитель». Для чтения детям в группах имеется необходимая художественная литература с программными произведениями.
Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ обеспечивает реализацию образовательного потенциала учреждения. В группах созданы центры активности разной направленности, которые эстетично оформлены и привлекательны для детей, их наполнение изменяется соответственно тематике, интересам детей. Весь игровой материал безопасен и доступен детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам самостоятельно выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда содержит многофункциональные предметы (которые могут быть использованы в разных видах детской деятельности) и маркеры игрового пространства (различные ширмы).
В предметно-пространственной среде МБДОУ содержатся изделия народного искусства, предметы старинного быта, а также продукты детского творчества (рисунки, поделки) др. Развивающие материалы уголков доступны детям и соответствуют их возрастным особенностям. В МБДОУ имеется возможность использования ИКТ (для показа детских презентаций имеется мультимедийный проектор, ноутбук. В каждой группе есть телевизор с DVD приставкой и медиотека, имеется музыкальный центр.) Мебель в группах соответствует росту детей, столы и стулья на регулируемых ножках, они достаточно лёгкие и их можно легко перемещать, меняя пространство в зависимости от ситуации. Для спортивных и подвижных игр на воздухе имеется спортивная площадка и спортивный инвентарь. Игровые площадки оборудованы самодельными игровыми комплексами.
Не только среда, но и разнообразные формы организации детской деятельности способствуют всестороннему развитию воспитанников с учётом их интересов, возрастных и индивидуальных особенностей.
Взаимодействие с детьми
ФГОС ДО подразумевает изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой модели взаимоотношений участников образовательного процесса в дошкольном образовании. Это влечет за собой изменения в деятельности МБДОУ и каждого конкретного педагога. (изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка)
ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии должны быть пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.
В соответствии ФГОС непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровую, двигательную, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от возраста детей, их интересов и решения конкретных образовательных задач.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Это:
- непосредственно-образовательная деятельность;
-индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
Главная особенность организации образовательной деятельности в МБДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Для поддержки детскойинициативы начиная со средней группы используем проектную деятельность (групповые и индивидуальные проекты). Включаем в процесс эффективные формы работы с детьми: ИКТ, игровые, проблемно - обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей. Образовательная работа с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с сельской детской библиотекой, физкультурно-оздоровительным комплексом, Лысковским краеведческим музеем.
Взаимодействие взрослых с детьми необходимо осуществлять таким образом, чтобы создать ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
Взаимодействие с родителями
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе / ред. Е.А. Белый. - М.: АСТ, 2002.
2. Азбука для обучения детей в школе и семье. - М.: Комус, 1994.
3. Большая книга подготовки к школе для детей 5-6 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки / С.Е. Гаврина и др. - М.: Академия развития, 2009.
4. Бортникова, Елена Готовимся к школе. Тетрадь 1. Обучение грамоте. Для детей 4-6 лет / Елена Бортникова. - М.: КнигоМир, Литур, 2011.
5. Воскресенская, А. Азбука. Для обучения детей в семье / А. Воскресенская, С. Редозубов, А. Янковская. - Л.: Просвещение; Издание 7-е, 2005.
6. Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
7. Гернет, Н. Дети в школу собирайтесь / Н. Гернет, В. Конашевич. - М.: Детгиз, 1993.
8. Глозман, Ж.М. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / Ж.М. Глозман. - М.: Смысл, 2014.
9. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. - М.: Владос, 2001.
10. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2013.
11. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом №1 упражнений по обучению грамоте детей в подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2014.
12. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом №2 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2014.
13. Готов ли ваш ребенок к школе? Сборник тестов для детей 6 - 7 лет / С.Е. Гаврина и др. - М.: Росмэн, 2002.
14. Давидчук, А.Н. Воспитание и обучение детей пятого года жизни / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова. - М.: Просвещение, 1986.
15. Дина, Рафаиловна Мерзлякова Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению / Дина Рафаиловна Мерзлякова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2014.
16. Казаченко-Триродов, Н.П. Воспитание и обучение дефективных детей / ред. А.С. Грибоедов, Н.П. Казаченко-Триродов. - М.: Петроград: Комиссариат Социального Обезпечения, 2016.
17. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно-отсталых детей. - М.: МГПИ им. Ленина, 1983.
18. Крылова, О. Н. Математика. Тесты для проверки готовности детей к школе / О.Н. Крылова. - М.: Экзамен, 2015. - 999 c.
19. Лаврик, И. П. Готов к обучению в школе. Книга для родителей / И.П. Лаврик. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
20. Машинистов, В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 2 класса четырехлетней начальной школы / В.Г. Машинистов. - М.: Просвещение, 1989.
21. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / ред. Л.М. Быкова. - М.: Просвещение, 1991.
22. Михайлова, Н. Tule mukaan! Учебное пособие по финскому языку для 3 года обучения в школах с углубленным изучением финского языка. Часть 1 / Н. Михайлова, О. Булавенко. - М.: Корона Принт, 2004.
23. Михайлова, Н. Tule mukaan! Учебное пособие по финскому языку для 3 года обучения в школах с углубленным изучением финского языка. Часть 2 / Н. Михайлова, О. Булавенко. - М.: Корона Принт, 2004.
24. Панфилова, М. А. Детям о самом важном. Школа / М.А. Панфилова. - М.: Сфера, 2012.
25. Пятак, С.В. Математика. Проверяем готовность к школе. Для детей 6-7 лет / С.В. Пятак. - М.: Эксмо, 2014.
26. Речицкая, Е. Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. Учебное пособие / Е.Г. Речицкая, Е.В. Кулакова. - М.: Владос, 2014.
27. Речицкая, Е. Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: моногр. / Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина. - М.: Владос, 2000.
28. Речицкая, Е.Г. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе / Е.Г. Речицкая. - М.: Владос, 2000.
29. Узорова, О. В. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: Астрель, АСТ, 2008.
30. Узорова, Ольга Васильевна 100 текстов для подготовки к школе. Обучение детей чтению / Узорова Ольга Васильевна. - М.: АСТ, 2015.
Литература
1. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу : учеб.пособие для педвузов / М. М. Безруких ; С.П. Ефимова. - 4-е изд., перераб. - М. : Академия, 2000. - 248 с.
2. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы : учеб.пособие для вузов / Н. И. Вьюнова ; К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. - М. : Академ.Проект, 2003. - 256 с.
3. Готов ли ребенок к школе?:диагностика в экспериментах, заданиях, рис.и табл./Р.Айзман,Г.Жарова,Г. Вартапетова,Е.Петрова.-М.:НЦ ЭНАС,2006
4. Готовность к школе: развивающие программы / под ред. И.В. Дубровиной. - 6-е изд. - М. :Академ.Проект, 2001. - 96 с. - (Руководство практического психолога).
5. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] : учеб.пособие для вузов по напр. и спец.психологии / Н. И. Гуткина. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2009. - 208 с.
6. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : пособие для психологов, педагогов / Н. В. Нижегородцева ; В.Д. Шадриков. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 256 с.
7. Семаго, Наталья. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: программа и методические рекомендации / Наталья Семаго, Михаил Семаго. – Москва: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
8. Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка шести- семи лет/ Ю. Соколова.-М.: Эксмо, 2009
9. и др.