Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Аудит представляет собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, способствующий развитию предпринимательской деятельности в целом. В последние годы наблюдается устойчивый интерес к аудиту, что вызвано рядом причин. Так, существенным образом изменился подход в регулировании аудиторской деятельности: лицензирование было заменено обязательным членством аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в СРО аудиторов. Наблюдается тенденция увеличения количества хозяйствующих субъектов, подверженных проведению обязательного аудита, особое внимание уделяется вопросам повышения качества оказываемых аудиторских услуг.
Объектом работы будут общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления правового регулирования аудиторской деятельности.
Предмет работы составят нормы законодательства, а также научные труды, посвященные исследованиям в области правового регулирования аудита.
Цель нашей работы будет состоять в исследовании правового регулирования аудиторской деятельности в России.
Исходя из цели исследования, основными задачами работы выступают:
- рассмотреть понятие и международные стандарты аудита;
- выделить правовую систему регулирования аудита в Российской Федерации.
1.Понятие и международные стандарты аудита
Слово «аудит» происходит от лат. audio - «слышу». Согласно ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. В таком случае аудит представляет собой одну из форм внутреннего контроля, поскольку Закон закрепляет исключительно положение о проверке отчетности организации. Хотя существуют и иные точки зрения, в частности Т.В. Кашанина причисляет аудит к внешнему контролю .
Институт внутренних аудиторов США (The Institute of Internal Auditors), являющийся одним из крупнейших объединений аудиторов в мире, указывает, что внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленной на совершенствование работы организации; также он помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления .
Аудит может быть внешним и внутренним. Внутренний аудит осуществляет проверку внутренней деятельности организации, включая ее риски и бизнес-перспективы, внешний же аудит проверяет ту информацию, которая уже создана (бухгалтерская отчетность), не составляя прогнозов на будущее. Внутренний аудит проводится постоянно структурным подразделением компании согласно графику, утвержденному руководством. Внешний аудит проводится сторонней организацией, как правило, после утверждения годовой бухгалтерской отчетности. Внутренний аудит носит конфиденциальный характер, внешний же аудит информирует неопределенный круг лиц о финансовом состоянии организации.
Таким образом, внешний и внутренний аудит нужны для всестороннего исследования финансовой состояния компании, а также для прогнозирования рисков, осуществления контроля и повышения эффективности ее деятельности.
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» к полномочиям Счетной палаты отнесена деятельность по осуществлению контрольной и экспертно-аналитической деятельности, как в виде финансового аудита (контроля), так и в виде аудита эффективности.
Аудит эффективности относится к независимому изучению программ, функций, операций, систем управления государственного учреждения или некоммерческой организации для оценки достижения эффективности использования имеющихся ресурсов. Проверка носит объективный и системный характер, как правило, с использованием структурированных и профессионально принятых методологий. Кроме независимой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, государственных служб, организаций и учреждений, аудит эффективности предусматривает выработку рекомендаций по совершенствованию и качественному улучшению их работы.
Отсюда вытекает главная отличительная особенность аудита эффективности от финансового аудита. Она заключается в том, что аудит эффективности непосредственно должен быть нацелен на исследование и оценивание деятельности проверяемого субъекта, а не на изучение финансовой отчетности, и, следовательно, более правильно именовать такую форму аудита как «аудит эффективности деятельности» . Таким образом, предметом аудита эффективности должна выступать деятельность, связанная с расходованием государственных средств, а не документально оформленные результаты их расходования. Финансовая информация об использовании государственных средств может являться аргументацией для подтверждения тех или иных выводов или заключений в ходе проведения анализа деятельности.
Проверка эффективности деятельности вызывает необходимость владения аудитором более широкими специфическими знаниями, обусловленными всем спектром деятельности проверяемого субъекта. Это касается не только различных организационно-управленческих, но и производственных, технологических вопросов, а с учетом отраслевых особенностей может составлять значительный объем информации. Вместе с этим познания и полномочия проверяющего помимо изучения фактической деятельности должны распространяться на область потенциально возможной деятельности, как в организационно-правовом плане, так и технико-экономическом. Это необходимо для составления выводов и оценки эффективности деятельности, а также определения резервов в работе и направлений совершенствования деятельности. Такое положение резко
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2007. - № 49. - Ст. 6076.
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ. - 12.12.2011. - № 50. - Ст. 7344.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013. - № 14. - Ст. 1649.
4. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 05.01.2009. - № 1. - Ст. 15.
5. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // Собрание законодательства РФ. - 08.02.2016. - № 6. - Ст. 831.
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 02.08.2004. - № 31. - Ст. 3258.
7. Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 161н «Об утверждении Порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора» // Российская газета. - № 17. - 28.01.2011.
8. Приказ Минфина России от 19.03.2013 № 32н «Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации» // Российская газета. - № 136. - 26.06.2013.
9. Приказ Минфина России от 09.01.2019 № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 19.05.2019.
10. Порядок применения Росфиннадзором мер воздействия в отношении аудиторских организаций (Одобрен Советом по аудиторской деятельности 19.06.2014, протокол № 13) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 20.05.2019.
11. СГА 104. Аудит эффективности (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30.11.2016 № 4ПК) // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 20.05.2019.
12. СФК 104. Проведение аудита эффективности использования государственных средств (вместе с «Порядком действий в процессе организации и проведения аудита эффективности») (утв. решением Коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 09.06.2009 № 31К(668)) (не опубликован) // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 20.05.2019.
Литература
13. Андреев В.К. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» // Хозяйство и право. 2001. № 11. С. 4.
14. Изменения в аудите с 2017 года затронут бизнес. // Электронный ресурс: http://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/izmeneniya-v-audite-s-2017-goda-zatronut-biznes, дата обращения 20.05.2019.
15. Кашанина Т.В. Корпоративное (внутрифирменное) право. Специально для системы «ГАРАНТ», 2013.
16. Патенкова В.Ю. Внутренний контроль в корпорациях // Право и экономика. 2017. № 8. С. 33 - 36.
17. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. 992 с.
18. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р.Н. Аганина, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017. 848 с.
19. Терещенко Д.С. Аудит эффективности как особая форма государственного аудита // Публично-правовые исследования: электрон. журн. 2017. № 2. С. 34 - 63.